Программа дисциплины "Управление качеством" (Содержание дисциплины. Темы семинарских и практических занятий)

Страницы работы

5 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Промежуточной формой контроля знаний и умений студентов является аттестация. Изучение дисциплины завершается сдачей экзамена.

Тематический план

Номер и наименование темы

Всего часов

Всего аудиторных часов

В том числе

СРС

лекции

семинары и практические занятия

1. Сущность качества и управление им

9

3

3

-

6

2. Основные методы управления качеством

11

5

3

2

6

3. Сферы приложения методов управления качеством

14

6

4

2

8

4. Квалиметрия как наука: ее роль, методы и области практического применения

20

8

6

2

12

5. Показатели и оценка уровня качества продукции/услуг

24

8

6

2

16

6. Стандартизация как важнейшее средство обеспечения качества продукции/услуг

20

8

6

2

12

7. Сертификация продукции/услуг и систем качества

10

4

2

2

6

8. Взаимоотношения производителей на рынке товаров. Защита прав потребителей

8

4

2

2

4

9. Передовой зарубежный опыт управления качеством продукции/услуг

8

4

2

2

4

Итого

124

50

34

16

74

Содержание дисциплины

Тема 1. Сущность качества и управление им

Качество как философская, техническая и экономическая категории. Связь категории “качество” с категориями “полезность”, “потребность”, “потребительская стоимость”. Определение понятия “качество продукции/услуг”. Значение и объективная необходимость повышения качества продукции/услуг в механизме рыночных отношений. Связь качества продукции/услуг с ее конкурентоспособностью и с эффективностью производства. Проблемы качества и международные экономические отношения.

Понятие, цель и задачи управления качеством продукции/услуг. Особенности качества продукции/услуг как объекта управления. Принципы управления качеством продукции/услуг. Факторы и условия, влияющие на качество продукции/услуг.

Тема 2. Основные методы управления качеством

Системный подход к управлению качеством продукции. Методы управления и характеристика систем управления качеством продукции/услуг: БИП, СБТ, КАНАРСПИ, НОРМ. Комплексная система управления качеством продукции/услуг (КС УКП) как результат развития системных методов управления качеством. Международные стандарты ИСО серии 9000 по обеспечению качества продукции/услуг. Совершенствование системы управления качеством продукции/услуг на основе МС ИСО серии 9000. Затраты на обеспечение и улучшение качества продукции/услуг. Оценка эффективности мероприятий по обеспечению и улучшению качества продукции/услуг.

Тема 3. Сферы приложения методов управления качеством

Система менеджмента, основанная на управлении качеством (Quality Driven Management System).Всеобщее управление качеством (Total Quality Management). Статистический контроль качества (Statistical Quality Control). Гарантия продукции (Product Assurance). Всеобщий производственный менеджмент (Total Manufacturing Management). Система управления производственными ресурсами (Environmental Management System). Система “мы обеспокоены” (We care). Система “обеспокоенность ответственных лиц” (Responsible care). Всеобщий менеджмент качества в сфере охраны окружающей среды (Environmental TQM).

Тема 4. Квалиметрия как наука: ее роль, методы и области практического применения

Квалиметрия как инструмент контроля качества. Разработка качественных показателей (определяющих комплексных, единичных и других). Роль квалиметрии в разработке показателей качества труда. Показатель коэффициента полезного действия труда. Количественные и качественные оценки характеристики товара. Специфические уровни качества, зафиксированные в стандартах и действующие в технических условиях. Понятие “эталона качества”. Сравнение технико-экономических параметров продукции/услуг с эталоном качества. Роль квалиметрии в определении понятий: “технический уровень”, “эстетический уровень”, “эксплуатационный уровень” и “техническое качество” товара/услуги.

Тема 5. Показатели и оценка уровня качества продукции/услуг

Характеристики качества продукции/услуг: свойство, признаки, параметр, показатель. Классификация показателей качества продукции/услуг: единичные, комплексные, интегральные определяющие, обобщенные, групповые. Стандартизация показателей качества. Номенклатура показателей качества продукции/услуг и их характеристика.

Цель оценки уровня качества продукции/услуг. Квалиметрия — научная область, исследующая проблемы количественной оценки качества продукции/услуг. Маркетинговый подход к оценке качества продукции/услуг. Методы определения значений показателей качества продукции/услуг. Понятие уровня качества продукции/услуг. Методы оценки уровня качества продукции/услуг и их характеристика: дифференциальный, комплексный, смешанный. Индексный метод оценки уровня качества товаров/услуг экспертным методом. Карта технического уровня и качества продукции/услуги, ее содержание. Методика оценки технического уровня и качества продукции/услуг.

Тема 6. Стандартизация как важнейшее средство обеспечения качества продукции/услуг

Сущность, цели и задачи стандартизации. Роль стандартизации в повышении технического уровня и качества продукции/услуги. Закон “О стандартизации”. Научно-методические основы стандартизации. Уровни стандартизации: унификация, симплификация, агрегатирование, комплексная стандартизация, определяющая стандартизация. Государственная система стандартизации. Категории и виды стандартов. Организация работ по стандартизации. Международные организации по стандартизации в области управления качеством. Определение оптимального уровня унификации и стандартизации изделий. Эффективность стандартизации.

Тема 7. Сертификация продукции/услуг и систем качества

Сущность и цели сертификации. Условия, необходимые для проведения сертификации. Российская система сертификации ГОСТ Р. Обязательная и добровольная сертификации. Схема сертификации. Аттестация производств и сертификация систем качества. Организация работ по сертификации.

Тема 8. Взаимоотношения производителей на рынке товаров. Защита прав потребителей

Взаимоотношения производителей и потребителей по поводу качества товаров в условиях маркетинговой ориентации производителя. Международная практика, защиты прав потребителей. Закон РФ “О защите прав потребителей”, его основные положения. Государственные органы и общественные организации по защите прав потребителей, их функции и права.

Тема 9. Передовой зарубежный опыт управления качеством продукции/услуг

Организация управления качеством продукции/услуг за рубежом

Похожие материалы

Информация о работе