Попытка понять соотношение между физиологическими и психическими процессами. Иногда обе группы называют психофизической проблемой.
Возможные решения:
1. Теории психофизиологического взаимодействия; суть их заключается в том, что психическое влияет на физиологическое и наоборот.
2. Теории параллелизма.
Психические и физические процессы протекают независимо друг от друга
§ Дуалистические теории. Признают самостоятельность и существование психических и физических процессов.
§ Монистические теории. Психическое и физическое рассматриваются как две независимые стороны единого процесса.
Общее: независимость процессов. Основанием теорий является непонимание перехода психического процесса в физический процесс. + эмпирические ситуации.
Импульс ---мозговой процесс ---поведенческая реакция.
3. Психолофизиологическая идентичность.
Смарт утверждает, что психическое – это мозговой процесс, который может быть описан в физических терминах. Отсюда, психология должна сводиться к биологии, и далее к физике.
Гипотетико-дедуктивная система эмерджентного материализма (эмерджентного психо-нейронального монизма) Бунге.
Все психические процессы – процессы нервной системы. Всё психическое – это нервное. Но все психическое является эмерфиентным, т.е. возникающим как логическое следствие развития нервной системы.
Психическое возникает как следствие развития нервной системы. Это тоже нервный процесс, но получивший свое развитие.
На одно и то же смотрят с разных сторон. Знания, которые получают в разных областях различны, но это не значит, что весь процесс можно свести к одной дисциплине.
Не следует путать познавательное и онтологическое.
Нет возможности охватить весь объект целиком, для этого необходимы различные науки.
Реальность одна, взгляды разные.
Одни взгляды не могут зависеть от других, т.к. это разные взгляды.
Есть реальность, и есть ее отображение. Сравнивая науки, мы сравниваем отображения реальности.
Д.З: Познакомиться со списком принципов, которые выделяет Рубинштейн. Соотнесение этих принципов с данным в начале лекции списком. Можно ли уложить принципы Рубинштейна в лекционный список? Если нет – какие добавить? «Основы общей психологии»
1 группа законов: Закон Вебера, Закон Фехнера, закон Стивенса, обобщенная формулировка закона, предложенная Забродиным«Психология и психофизика»
(Рекомендовано: как изменяется кривая в зависимости от сложности задач)
Мерлин В.С. «Очерк теории темперамента»
Сдать конспект Ганзена!!
Сдать конспект Платонова!!
Сдать конспект Петровского Ярошевского!!
Интеграция
v отражение
Ø активное (мышление, речь)
Ø пассивное (перцепция, ощущуения)
v регулирование
Ø активное (воля, действие, деятельность, мотив)
Ø пассивное (эмоции, чувства, т.е. аффект)
Пентабазис. Общенаучная система координат. Множественность описаний.
Разница – субъект, индивид, личность
Осознать систему Ярошевского, насколько целесообразно ее использовать, что дает нам эта систематизация в понимании самих категорий, в развитии категориального строя.
++долг: система категорий Платонова
Попытка Ганзена к систематизации!!! На сайте смотреть, картинку у Марины взять
Соотнести Ярош, Ганзена и Платонова. Анализ систематизации психологических понятий!!
Как изменяется кривая в зависимости от сложности задач
Формулировки психофизических законов, словесные, расшифровка.
Задание: конспект Ганзена – формулировка пентабазиса, систематизацию. Взять любую категорию из основных, определить ее положение, то, как она соотносится с другими.
30.03.2010
Л.М.Веккер
Единая теория психических процессов.
Веккер предпринимает попытку определить место психических процессов среди других явлений материального мира.
Как соотносится психологический процесс, какая связь, можем ли мы считать его материальным процессом.
Веккер исходит из того, что психологический процесс - всегда состояние субстрата (носителя), но специфика в том, что субъективные характеристики могут быть сформулированы только на языке свойств объектов.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.