· Неожиданное изменение контекста.
· Неожиданное изменение закономерности
· Вероятностное ожидание
Понятие личности
1. Природный индивид (субъект)
Индивидные характеристики:
· Пол
· Возраст
· Темперамент – опирается на работу НС, индивидуальные характеристики человека, характеризующие динамику и энергетику протекания психических процессов
· Потребности. Потребности и темперамент являются основой для формирования задатков
· Задатки как основа способностей
2. Социальный субъект
Индивид, который воспринял нормы общества и и начинает вписываться в социум.
Первое рождение индивидуальности – приспособление к предъявленным нормам.
Феномен «горькой конфеты»
Эмоциональный интеллект. ЭИ – способность человека приспосабливаться к жизни общества, способность контролировать эмоции
3. Н-й субъект
Опирается не на природные, не на социальные требования, а на себя. Преодолевает социальные и природные нормы
Субъект деятельности
Индивидуальность
1.
2. Социальный статус. Система целостно-мотивационных ориентаций и предпочтений. Устойчивый характер.
3. какой выбор человек делает относительно вида деятельности. Насколько успешен в этой деятельности и пр.
4. Интегральная характеристика человека – своеобразие природных характеристик, личностные проявления и т.д. + их интеграция.
Системный кризис психологии
Когнитивный и социальный аспекты кризиса. Прежде всего когнитивный кризис в психологии. В первую очередь это касается психологии.
Основные симптомы:
I.
1. Отсутствие единой науки
2. Дефицит устойчивого знания
3. Множество альтернативных моделей изучения психологии
II. Углубляющийся раскол между теорией и практикой
III. Конкуренция со стороны паранаук, возникновение пограничных систем знания. Кризис естественнонаучности.
Растущие претензии психологии, направленные на то, чтобы стать естественной наукой. В психологии отсутствуют правила построения знания. Существует множество школ, которые представляют собой «государство в государстве». В 70-е годы появилась надежда на единую психологию. Теория казуальной атрибуции и справедливого обмена.
Современная психология представляет собой «мозаику». Методологи пытаются объяснить это особенностью психологии, опираясь на теорию Куна. Кун высказывает мысль о трех возможных позициях о статусе психологии:
1. Допарадигмальная область знаний.
2. Мультипарадигмальная наука.
3. Внепарадигмальная наука.
В настоящее время преобладает третья позиция.
Нарастает ощущение общего кризиса, в т.ч. и в психологии, и в естественных науках. Происходит переосмысление критериев научности знания. Все больше осознают ценностную нагруженность и субъективную обусловленность результата познания. В естественных науках происходит деуниверсализация западных наук. Западная наука построена на принципах позитивизма.
Мифы позитивизма:
1. Научное знание базируется на твердых эмпирических фактах.
2. Теории выводятся из фактов, факты – из причины.
3. Наука развивается постепенно, посредством накопления фактов.
4. Поскольку факты формируют знание, они независимы от теории и имеют самостоятельное значение.
5. Теории выводятся из фактов рациональной индукции
6. Теории принимаются или опровергаются на основе проверки эмпирическим опытом.
В действительности:
1. Теории обладают независимостью от фактов, даже сами определяют, что считать таковым
2. Теории принимаются или опровергаются на основе социальных обстоятельств.
3. Научное знание не всегда строится на индукции, зачастую у ученого происходит инсайт, под который он подбирает факты.
4. Процесс познания испытывает большое влияние познающего субъекта.
Рубинштейн «О мышлении и путях его исследования» - Мыслительные операции
Аллахвердов. «Сознание как парадокс» Примеры эмпирических фактов, которые иллюстрировали бы основные его идеи.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.