Семинар 1.
Категории психологии. Принципы и законы.
1. Базисные понятия психологии.
1971г. – понятие о категориальном строе психологии, т.е. о необходимости ввести базисные понятия, на которые будет опираться психология. Ярошевский М.Г.
Необходимость возникает в связи с нестыковкой, разногласиями между школами, которые в качестве базисных понятий используют различные понятия. (пример: главное: деятельность, нлавное: бессознательное, главное: поведение и пр.)
Возникает необходимость выделить базисные понятия, на которые будет опиратьсялюбая теория.
Ярошевский предлагает следующие понятия:
Образ (Ананьев, Рубинштейн)
Мотив
Действие
Отношение
Индивид
Переживание (Василюк)
На основе их надстраиваются метафизические понятия:
Сознание (Выготский, Рубинштейн, Ананьев)
Ценность
Деятельность
Общение (Ломов)
Я (Ананьев, Кон)
Чувства (Рубинштейн)
В последнее время относят и категорию субъекта (Ананьев, Рубинштейн, Узнадзе). Смысл в том, что благодаря ее введению по новому начинают выглядеть отношения, т.к. в центре бытия становится действующий активный субъект. Человек рассматривается как интеграция.
2. Принципы психологии.
Принципы – базовые положения, лежащие в основе науки, на которых строятся психологические исследования и происходит развитие.
1. Принцип единства сознания и деятельности
2. Принцип развития
3. Принцип детерминизма
4. Принцип системности
5. Антропологический принцип
Виды деятельности
1. Общение (введено Ломовым)
2. Игра
3. Учение
4. Труд
Образ мира
Кинетический и функциональный анализ
Деятельность имеет цель. Это форма активности, направленная на удовлетворение определенных потребностей, т.е. на цель.
Действие.
Сенсомоторная форма, соединяющая ощущения с ответным мышечным действием организма. Целесообразная реакция организма.
Категория образа.
Образ несводим не к физическим, не к психическим процессам.
2 разряда псих образов – сенсорный и умственный (Ярошевский)
Образ – представление о душе и сознании, представлена реальность.
Образ чего? Отношение образа к оригиналу. Отражение объекта, предмета, события.
Ощущение –
· есть образ явлений внешнего мира
· Ощущение как образ, объект реальности существует независимо от человека
· Существует как объективный образ
· Практика
Относится к предметам объективной действительности.
Формирование образа - сложный процесс, со временем образ становится все точнее, повышение уровня адекватности предмета. В зависимости от цели деятельности происходит реконструкция образа.
Процесс не является монотонным, происходят конфликты. Роль устранителя противоречий, принадлежит деятельности субъекта. Формирование образа - субъективный процесс, хоть и отражает объективную реальность.
Зависимость образа от целей, мотивов, установок; формируется на базе опыта. Для изучения образа методов кратковременных проб недостаточно
3 уровня образов
Сенсорно-перцептивный уровень
Базовый, формируется на начальных ступенях развития на базе органов чувств
Уровень представлений
Ощущение восприятий возникает при контакте; при восстановлении, представлении является вторичным образом предмета
На этом уровне появляются образная память, воображение
На этом уровне появляется абстракция; предмет обособляется от фона, возможность оперировать с объектом независимо от фона; некоторые признаки предмета редуцируются, усиливаются, изменяются.
Симультанирование сукцессивного ряда 0_0 (последовательное считывание инфо, но сам образ – нечто единое)
Вербально-логическое мышление
Уровень понятийного отражения
Субъект оперирует понятиями, логическими приемами. Разрываются рамки индивидуального опыта, ориентируется на опыт общества в целом
Образная, понятийная форма должны противопоставляться, он на деле они идут «бок о бок»
Только 1 уровня недостаточно, чтобы сформировать образ; образ становится образом, когда чувственная ткань сливается с его семантикой
Образ, регулирующий деятельность, многомерен, включает в себя ряд уровней. Ведущая роль в составлении образа принадлежит зрительному восприятию.
Категория сознания.
Леонтьев – закономерный процесс, особая форма психики, именно то, что отличает челка от животного
Может существовать при наличии языка, только при наличии трудовой деятельности.
Изначально сознание воспринимается в форме психического образа, и только затем начинает отражать действительность.
Выготский: Сознание определяет бытие.
Рубинштейн: Бытие определяет сознание.
Индивидуальное сознание невозможно без общественного сознания, в котором формируется язык.
Выготский, основываясь на сознании, говорит о ВП функциях.
Сознание – знание субъекта прежде всего о самом себе, об окружающем мире.
Категория деятельности.
Деятельность – особая форма активности, которая выражается в творческом преобразовании окружающей среды, направлена на познание, взаимодействие с окружающей средой.
Внешняя деятельность, внутренняя. Предметная деятельность – направлена на предмет, для удовлетворения потребностей. Но: существуют спонтанные проявления активности, они не являются деятельностью, это формы поведения (при прогулке сорвать лист)
Д опосредована ВПФ (для человека).
Д: действие и операция.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.