Вопросы к зачету. Курс «Введение в психологию».
1. Наука и психология: Теоретическая и прикладная психология: характеристика различных областей деятельности психологов (по Годфруа).
2. Наука и психология: в чем особенность научного психологического знания? Материал – задание «Эксперименты».
3. Наука и психология: «Однако мужество жить или соответственно усталость от жизни оказывались всякий раз зависящими единственно лишь от того, имел ли человек …» Автор, продолжение мысли и Ваши комментарии.
4. Наука и психология: эксперимент Милграма (проблема, исследование, выводы).
5. Наука и психология: О какой ошибочной позиции научных психологов говорит Гиппенрейтер Ю.Б.? Чем объясняется возникновение этой позиции? Как интуиция проявляется в исследованиях психологов?
6. Наука и психология: Зачем научному психологу житейская психология? Чем отличаются знания житейской психологии от знаний научной (Гиппенрейтер Ю.Б.)?
7. Психология и психологи: Виктор Франкл (2-3 идеи и Ваши комментарии ).
8. Магия и психология: Цели магии, принципы магии (Джеймс Фрэзер, Золотая ветвь). Анализ магических ритуалов на примерах.
9. Магия и психология: Объяснение эффективности магических обрядов (Клод Леви-Стросс, Структурная антропология).
10. Магия и психология: Каким образом связаны теория стресса (Г.Селье) и леви-строссовское объяснение эффективности проклятия?
11. Религия и психология. В каких психологических ситуациях религия оказывается более эффективной, чем наука?
12. Религия и психология: Каким образом связаны дианетика и сайентология?
13. Религия и психология: Фрейд – гипотеза о происхождении религиозного мировоззрения («О мировоззрении»).
14. Религия и психология: О каких трех функциях религии говорит Фрейд? Какой из них религия, по мнению Фрейда, «обязана большей частью своего влияния»?
15. Религия и психология: Б.С.Братусь утверждает, что «никого из психологов уже не задевает, не тревожит, что их наука, вопреки своему названию, вовсе не о душе человеческой». На чем основано это утверждение?
16. Религия и психология: Как вы понимаете следующее утверждение Б.С.Братуся: «Критерием определения нормы стал психический, порой психофизиологический уровень развития, характер самого функционирования психики, ее адаптивность, приспособленность к миру, степень широты и качества удовлетворения потребностей и т.п. Образно говоря, стало главным, не куда человек стремится идти, а правильна ли и хороша ли его походка…»
17. Искусство и психология. Трагедия, комедия и катарсис.
18. Искусство и психология: Герман Гессе о музыке, о стихах и о человеческой жизни.
19. Литература и психология: Джон Апдайк, мысли о людях и Ваши комментарии.
20. Литература и психология: Харуки Мураками, мысли о людях и Ваши комментарии.
21. Литература и психология: Милан Кундера, мысли о людях и Ваши комментарии.
22. Литература и психология: Какие 3 урока, с точки зрения Гордона Олпорта, психология могла бы получить у литературы?
23. Литература и психология: В чем заключается основное разногласие между наукой и искусством (по Олпорту)?
24. Философия и психология: Лао Цзы (2-3 идеи и Ваши комментарии).
25. Философия и психология: Ницше (2-3 идеи и Ваши комментарии).
1. Ю. Б. Гиппенрейтер, Введение в общую психологию, М.: Изд-во МГУ, 1988. С. 7-19 (статья «Общее представление о психологии как науке»).
2. Гордон Олпорт, Личность: проблема науки или искусства (в книге Психология личности, тексты, под ред. Гиппенрейтер Ю. Б., Пузырея А. А., М.: Изд-во МГУ, 1982, С. 228-230).
3. Б.С.Братусь, Психология - наука о психике или учение о душе? (журнал «Человек», 2000, №4).
4. Леви-Строс К. Структурная антропология, М, 1983.
5. Джеймс Фрэзер, Золотая ветвь, М, 1989.
6. Ницше, По ту сторону добра и зла.
7. Лао Цзы, Дао дэ цзин.
8. Зигмунд Фрейд, О мировоззрении.
9. Материалы рассылок.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.