Эксперимент Милграма (1974)
Эксперимент снаружи. Представьте, что вы — участник эксперимента Милграма. Вы откликнулись на объявление в газете, приглашающее желающих принять участие в эксперименте, связанном с запоминанием и обучением. Когда вы приходите в лабораторию, то находите там еще одного участника, 47-летнего, немного полноватого, симпатичного на вид человека. Экспериментатор объясняет, что один из вас будет играть роль учителя, а другой — роль ученика. Вы тянете жребий и обнаруживаете, что вам выпало быть учителем. Выясняется, что вам нужно прочесть второму участнику эксперимента список пар слов (например, синяя коробка, хорошая погода) и проверить, как он запомнил этот список. Экспериментатор говорит вам, что каждый раз, когда ученик сделает ошибку, вы должны воздействовать на него электрическим шоком, потому что целью эксперимента является исследование эффективности наказания при обучении.
Вы видите, как другого участника эксперимента, ученика, пристегивают к специальному креслу в смежной комнате и прикрепляют к его руке электроды. Вы сидите перед генератором электрического тока с 30 переключателями, манипулируя которыми можно получить электрошок различной интенсивности, от 15 до 450 вольт, с 15-вольтным интервалом. Эти переключатели снабжены пометками — от надписи «Легкий шок» до «Опасно: серьезный шок», и до зловещего «XXX» сразу после переключателя самого высокого уровня. Экспериментатор сообщает вам, что когда ученик первый раз сделает ошибку, вы должны воздействовать на него электрошоком в 15 вольт, — самым слабым, — а затем с каждой последующей ошибкой повышать интенсивность электрошока на 15 вольт. Чтобы дать вам представление о том, что такое электрический шок, экспериментатор однократно воздействует на вас шоком интенсивностью 45 вольт, что оказывается довольно болезненно.
Вы вслух зачитываете ученику список пар слов, затем начинается фаза тестирования. Вы произносите первое слово из пары и даете ученику четыре варианта ответов, он выбирает ответ, нажимая одну из четырех кнопок, зажигающих одну из лампочек на табло, расположенном перед вами. Поначалу все идет прекрасно, так как ученик несколько раз отвечает правильно. Когда он делает что-то не то, вы, как вас проинструктировали, воздействуете на него электрошоком. В этой стадии вы, вероятно, будете обращать внимание на количество и мощность воздействий, которые вы применяете. Когда вы доходите до уровня в 75 вольт, ученик, которого вы можете слышать по внутренней связи, издает возглас «Ух!», показывающий, что ему больно. Вероятно, здесь вы остановитесь и спросите экспериментатора, что вам делать дальше. «Продолжайте, пожалуйста!» — отвечает тот. Поскольку ученик продолжает делать ошибки, вы еще несколько раз воздействуете на него электрошоком. Ученик протестует и кричит: «Ух! Экспериментатор! Все! Позвольте мне выйти отсюда!» Вы встревоженно поворачиваетесь к экспериментатору. Он говорит: «Абсолютно необходимо, чтобы вы продолжали» (см. Приложение 1).
Что вы будете делать? Как много людей, по вашему мнению, будут продолжать слушаться экспериментатора и увеличивать интенсивность электрошока, пока не дойдут до максимального уровня — 450 вольт?
Когда этот вопрос был задан студентам Йельского университета, специализирующимся в психологии, они оценили, что до такой крайности дойдет примерно 1 % населения. Случайно выбранная группа взрослых людей среднего класса и группа квалифицированных психиатров сделали похожие предсказания.
Результаты эксперимента.
· В среднем максимальная интенсивность электрошока, которому они согласились подвергнуть другого участника, достигла 360 вольт.
· 62,5% участников применили электрошок самой большой интенсивности — 450 вольт.
· 80% участников эксперимента продолжали подавать электрошок даже после того, как другой участник, который упоминал ранее, что у него есть проблемы с сердцем, начинал кричать: «Выпустите меня отсюда! Выпустите меня отсюда! У меня болит сердце!... Позвольте мне уйти! С меня хватит! Я больше не участвую в эксперименте!» (Milgram, 1974).
Эксперимент изнутри.
· «Учеником» был, на самом деле, ассистент экспериментатора, разыгрывавший предписанную ему роль; никакого электрошока он, в действительности, не получал.
· Важно заметить, что вся сцена была поставлена очень реалистично, так что испытуемый действительно верил, что он подвергает «ученика» воздействию электрошоком. Вот как Милграм описывал реакцию одного из участников на выпавшую ему роль учителя:
Я видел, как зрелый и изначально уравновешенный мужчина, по роду занятий бизнесмен, входит в лабораторию, улыбающийся и уверенный в себе. Через 20 минут он превратился в конвульсивно дергающуюся, заикающуюся развалину и стремительно приближался к нервному срыву. Он постоянно теребил мочку своего уха, сжимал и разжимал руки. Один раз он стукнул себя кулаком по лбу и пробормотал: «О, Боже, останови это!». И, тем не менее, он продолжал подчиняться каждому слову экспериментатора и слушался его до самого конца (Milgram, 1963, с. 377).
Вопросы.
· Почему так много участников исследования (возраст которых колебался от двадцати до пятидесяти с лишним, среди которых были и «синие воротнички», и «белые воротнички», и высококвалифицированные рабочие) проявило готовность подчиняться желаниям экспериментатора до такой степени, что причинили другому человеку (по крайней мере, в своем воображении) жестокую боль?
· Почему студенты колледжа, взрослые люди среднего класса и профессиональные психиатры настолько ошиблись в своих предсказаниях относительно того, как будут вести себя люди?
Объяснение. В этой ситуации все причины, вынуждающие людей проявлять конформность, объединились в опасное сочетание, заставив участников эксперимента Милграма слушаться беспрекословно.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.