Вопросы к зачету. Курс «Введение в психологию».
1. Наука и психология: Теоретическая и прикладная психология: характеристика различных областей деятельности психологов (по Годфруа).
2. Наука и психология: в чем особенность научного психологического знания? Материал – задание «Эксперименты». Особенность научного психологического знания заключается в том, что оно дает возможность с помощью научных понятий и терминов объяснять происходящие на практике явления, строить теории и гипотезы, для доказательства или опровержения которых могут проводиться четко организованные эксперименты. Особенность теорий состоит в том, что их действие распространяется не только на единичные проявления в жизни, но на все возможные случаи. Научное психологическое знание общее для всей жизни, не только для конкретных ситуаций, оно оперирует закономерностями. В качестве примера таких теорий я могу привести такие теории, как теория социлитальных ассимиляций (присутствие живых существ того же вида повышает тонус и является возбуждающим фактором для организма, действительно только для выполнения элементарных задач), теория когнитивного диссонанса ( по Леону Фейсегеру две мыли человека не должны вступать в противоречие), теория психологического реакционного поведения (привлекательность трудно досягаемого объекта у мальчиков 2-х лет),
2-хфакторнаяеория эмоций (возбуждение /физиологичекое/ +контекст , их сопоставление. Человек предпочитает определенные контексты по степени их симпатичности для него самого), принцип контраста, теория доступности установки (соотнесение поведения и установки, которая работает только будучи в поле сознания), эксперимент с ситуацией сомнения и необходимость принимать решение, которое человек перекладывает на другого, авторитетного на его взгляд, человека.
3. Наука и психология: «Однако мужество жить или соответственно усталость от жизни оказывались всякий раз зависящими единственно лишь от того, имел ли человек …» Автор, продолжение мысли и Ваши комментарии.
Возможности психотерапии были, естественно, в лагере крайне ограничены. Гораздо больше, чем можно было добиться разговорами, помогал в этом отношении пример. Никто не ждет от нас рассказов о той "малой" и малейшей психотерапии, которая осуществлялась в форме импровизаций - на плацу, на марше, в котловане или в бараке. Последнее, но немаловажное - нам приходилось заботиться о предотвращении самоубийств. Мы организовали службу информации, и о любом проявлении мыслей о самоубийстве или даже намерений нам незамедлительно сообщали. Что было делать? Любая попытка вновь поднять дух людей в концлагере предполагала, что нам удастся направить их на какую-то цель в будущем. Тот же, кто уже не мог больше верить в будущее, в свое будущее, был потерян. Вместе с будущим он утрачивал и духовный стержень, внутренне ломался и деградировал как телесно, так и душевно. Чаще всего это случалось довольно внезапно, в виде своеобразного кризиса, проявления которого были хорошо известны сколько-нибудь опытным заключенным. Знаменем, под которым предпринимались все попытки психотерапевтической помощи заключенным, была апелляция к воле к жизни, к продолжению жизни, к выживанию в лагере. Однако мужество жить или соответственно усталость от жизни оказывались всякий раз зависящими единственно лишь от того, имел ли человек веру в смысл жизни, его жизни. Девизом всей психотерапевтической работы в концлагере могли бы служить слова Ницше: "У кого есть Зачем жить, может вынести почти любое
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.