Машиностроение – основа. 40% всей промышленной продукции, 50% экспорта. Структура очень сложная: тяжелое машиностроение, станкостроение, электротехническую и радиоэлектронную промышленность, один из лидеров в производстве транспортных средств, сельскохозяйственных машин, приборов, компьютерной техники. Быстро развивается авиаракетно-космическая промышленность, производство оборудования для охраны окружающей среды. Связано с ВПК, иностранный капитал. География машиностроения весьма широка. Север - принадлежит особая роль в автомобилестроении, сельскохозяйственном машиностроении, электротехнической промышленности. Авиаракетно-космическая и радиоэлектронная индустрия особенно быстро развивается на Западе и Юге. Автомобильная промышленность - особое место. На ее предприятиях выпускается 25% всей продукции обрабатывающей промышленности, занято около 8 млн чел. Высокая концентрация производства — около 90% автомашин выпускается на предприятиях трех крупнейших корпораций: «Дженерал моторс» (48%), «Форд» и «Даймлер-Крайслер». Основная часть продукции – внутренний рынок. Годовой уровень производства - 12 млн. машин. В последние десятилетия усилился импорт автомобилей, достигший 3 млн единиц (почти 20% всех продаж в США). Главный импорт из Японии. Иностранный капитал (мах из Японии) - на территории США около 20 зарубежных филиалов и смешанных предприятий. География автомобильной промышленности США отличается значительной компактностью. Примерно 85 % мощностей сосредоточено в Приозерье, в том числе 2/3 в штате Мичиган, а из них 50 % — в Детройте и его пригородах (Дирборн, Понтиак, Флинт). Главная причина такого размещения - штат Мичиган (с Детройтом) находился в центре быстро развивающегося «промышленного пояса» США, вблизи сырьевой базы и рынков сбыта. Позднее автомобилестроение появилось в других городах — у Великих озер (Чикаго, Толидо, Кливленд, Буффало). За пределами Северо-Востока заводы находятся в Лос-Анджелесе, Сан-Франциско и Атланте. Размещение иностранных филиалов - за пределами главного «автомобильного пояса» — в Теннесси, Кентукки, Южной Каролине, Висконсине, Иллинойсе, Калифорнии — подальше от основных американских конкурентов. Автомобильный парк в стране составляет около 200 млн машин, 145 млн из них — легковые. Авиаракетно-космическая промышленность - быстро развивающийся межотраслевой комплекс. Его главное звено — авиастроение (65%). Ведущие корпорации - «Боинг», «Макдоннел-Дуглас», «Локхид». Около 30% авиапредприятий сосредоточено в Калифорнии (Лос-Анджелес, Сан-Диего), заводы «Боинга» размещены главным образом на Северо-Западе (Сиэтл). Ориентация на западное побережье связана с тем, что США вели военные действия главным образом в бассейне Тихого океана. К другим центрам авиастроения относятся Даллас, Форт-Уэрт, Уичито, Канзас-Сити и Атланта. Ракетно-космическая часть комплекса получила широкое развитие после Второй мировой войны. На ее долю приходится около 40% всех расходов на НИОКР в промышленности. Главные центры - на юге Калифорнии (Лос-Анджелес, Сан-Диего), в горных штатах Запада (Денвер, Финикс), в крупных городах Северо-Востока, на Юге (Даллас, Форт-Уэрт, Хьюстон, Атланта). Разработка новых образцов ракетной техники ведется в Хантсвилле (Алабама). Электротехническая промышленность возникла в конце XIX в. на Северо-Востоке (в районе Бостона). Основная масса ее продукции производится в городах Приатлантического мегалополиса и в Приозерье. Самые крупные корпорации электротехнической промышленности — «Дженерал Электрик», «Моторола», «Вестингауз». Радиоэлектронная - сравнительно молодая отрасль. Ее предприятия сосредоточены главным образом в центрах Тихоокеанского побережья и Юго-Запада. Около 40% радиоэлектронной продукции производится в Калифорнии (Лос-Анджелес, Сан-Франциско, Сан-Диего). Другие центры сосредоточены в Техасе (Даллас, Форт-Уэрт, Хьюстон) и Флориде (Орландо, Джексонвилл). Крупнейший производитель компьютерной техники — корпорация ИБМ. На ее долю приходится около 20% компьютеров, производимых в мире, 45% мощных ЭВМ последних поколений. Филиалы ИБМ размещаются более чем в 100 странах. США лидируют в производстве оборудования для аграрного сектора. Основные центры сельскохозяйственного машиностроения сложились в Приозерье (Чикаго, Милуоки), на Среднем Западе (Индианаполис, Миннеаполис - Сент-Пол, Сент-Луис) - в основных районах сельскохозяйственного производства. Главные центры судостроения — Ньюпорт-Ньюс в Вирджинии, Гротон в Коннектикуте, Мобил в Алабаме, Сиэтл и Портленд на Северо-Западе. В послевоенный период судостроение США резко снизило свою активность. Сейчас выпускается 3-4 торговых судна в год (400—500 тыс. бр.-рег. т). В общей структуре американского судостроения резко преобладает военное производство.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.