«Удивительное электричество»
Цели: выявить у учащихся знания по теме «Электрические явления»; закрепить изученный материал; способствовать тренировке памяти, внимания, развитию логического мышления, умению правильно и последовательно рассуждать, искать простые и красивые решения, учить ребят применять полученные знания на практике;
воспитывать у учащихся положительный интерес к физике, умение работать в коллективе, умение слушать и слышать своего товарища, умение правильно и быстро находить правильное решение;
развивать умение объяснять явления природы, с которыми ученики часто встречаются, развивать грамотную устную и письменную речь.
Задачи: привлечь вниманиеучащихся к посещению различного рода коллективных мероприятий, психологически раскрепостить школьников, формировать чувство уверенности и чувство собственного достоинства; помочь учащимся раскрыть свои лучшие качества, продемонстрировать свой ум, сообразительность, быстроту мышления.
Форма проведения: игра- викторина
План игры.
1. Приветствие команд
2. Разминка
3. «Рассчитай сопротивление»
4. Ребусы
5. «Найди ошибку в схеме»
6. Сочинение
7. «А знаете ли вы…?»
8. Конкурс капитанов
9. Игра со зрителями
10. Кроссворд для команд
Ход игры.
1. Единица электрического сопротивления? (Ом)
2. Формула закона Ома для участка цепи? ()
3. Закон о тепловом действии тока принадлежит…(Джоулю и Ленцу).
4. Все потребители находятся под одним и тем же напряжением при…(параллельном соединении).
5. Электрическое напряжение измеряется прибором… (вольтметром).
6. Единица силы тока? (Ампер)
7. Электрический ток направлен от…(«плюса» к «минусу»).
8. Одноимённые заряды…(отталкиваются).
9. Мощность равна отношению работы ко… (времени).
10. Амперметр включается в сеть…(последовательно).
После этого конкурса приглашаются представители от каждой команды по одному человеку для участия в конкурсе «Сочинение». Им даётся задание написать сочинение на вольную тему, однако, не просто сочинение, а такое, в котором бы содержалось наибольшее количество физических понятий и терминов. Этот творческий конкурс оценивается в 10 баллов максимум. Тем временем игра продолжается и проводятся следующие три конкурса.
Следующий конкурс «Рассчитай сопротивление». Конкурс оценивается в5 баллов, если команда ответила верно и первой. Командам даются карточки, на которых изображены одинаковые схемы:
Сопротивление данной цепи R=9 Ом.
Далее следует конкурс «Ребусы». На этот конкурс отводится 5 минут времени. За каждое верно отгаданное слово команды получают по 1-му баллу. (См. приложение 1). Ответы к ребусам следующие: 1.Скорость. 2.Экран. 3.Протон. 4.Физика. 5.Вакуум. 6.Опыт. 7.Линза. 8.Работа. 9.Масса. 10.Колба. 11.Динамометр. 12.Анод.
Для проведения следующего конкурса «Найди ошибку в схеме» каждой команде даётся по карточке на которой изображена схема с ошибками. Задание каждой команды найти эти ошибки и исправить их. Максимально возможный балл за этот конкурс-3.
В данной схеме амперметр включен параллельно, а необходимо последовательно, вольтметр последовательно, а необходимо параллельно; батарея конденсаторов подключается от «плюса» к «минусу»; ключ вообще не подключён.
Далее заслушиваются сочинения.
Конкурс «А знаете ли вы…?» призван напомнить ученикам, как необходимо вести себя в грозу, а за одно актуализировать знания, полученные ими при изучении темы « Электрические явления». Обеим командам предлагается ситуация и задаётся вопрос, на обсуждение которого даётся 3 минуты. Учитывается правильность и полнота ответа. За этот конкурс команды могут получить 5 баллов.
Ситуация: Представьте, что гроза застала вас на открытой местности, где растёт одинокое дерево. Вы ведёте на металлической цепочке собачку, в другой руке держите зонт. Как в таком случае наиболее правильно уберечь себя и собачку от грозы? (Необходимо отойти от дерева, присесть и взять на руки собачку, а зонт отложить в сторону.)
Для участия в «Конкурсе капитанов» приглашаются капитаны команд. Каждый из них может принести своей команде 7баллов (За каждое верно написанное предложение по одному баллу). Им предлагается следующий физический диктант.
О телах, которые после потирания друг о друга притягивают к себе другие тела, говорят, что они …(наэлектризованы). Как взаимодействуют наэлектризованные тела? (Одноименно заряженные тела отталкиваются, а разноименно заряженные - притягиваются). Вокруг наэлектризованных тел обнаруживается …(электрическое поле). Элементарная частица, несущая на себе элементарный отрицательный заряд, - это…(электрон). Избыток электронов в телах создаёт …(отрицательный) заряд, а их недостаток - (положительный) заряд. Физические тела, по которым заряды свободно перемещаются, называются …(проводниками).
В то время, как капитаны пишут физический диктант, остальным участникам команд предлагается кроссворд (См. приложение 2). Команда, давшая первой правильный ответ, получает 3 балла. Параллельно с этим проводится «Игра со зрителями». (См. приложение 3). Им предлагается отгадать, что изображено на рисунках.
Подводятся итоги игры, объявляется команда-победительница. Командам выдаются дипломы 1-й и 2-й степени. Самым активным зрителям и участникам команд выставляются отметки.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.