Психолого-педагогическая характеристика личности учащегося 7 класса из полной и благополучной семьи (на примере ученика 7 "В" класса СШ № 14 г. Гомеля), страница 3

Проведенная методика по изучению творческих способностей ученика показала о присущем ему высоком уровне творческих способностей.

У Максима хорошо развито воображение, наглядно-образное мышление, хорошая зрительная память, что позволяет ему достаточно быстро и без особых затруднений усваивать новый материал, если при этом он проявляет немного силы воли и усидчивости. В противном случае, его терпения не хватает даже на элементарное: слушать то, что говорит учитель, переписывать решение других у доски. Максиму не хватает усидчивости в ходе выполнения домашнего задания, на что у него уходит только полтора часа. Важной особенностью развития психических процессов у Максима является то, что одноклассникам достаточно легко отвлечь его внимание от доски и учителя. Максим редко вступает в разговоры со сверстниками во время урока, но при этом его мысли часто заняты чем-то посторонним. И лишь на отдельных уроках (которые ему по-настоящему интересны) он внимательно слушает учителя и старается во всем разобраться во время урока. Делает все это он потому, что, по его мнению, все изученное им в школе пригодится в дальнейшей жизни (получение высшего образования, хорошей работы и т.д.). Однако по его отношению к учебе плохо заметна его целеустремленность и усердие.

Подтверждением этого являются и слова учителей-предметников, которые, говоря о Максиме, не могут найти плохих слов в его адрес, но они отмечают невысокий уровень активности на уроках. Максим находится в хороших отношениях со всеми учителями. Никогда не отвечает грубостью на замечания учителей (хотя они очень редки). С огромным уважением относится ко всему педагогическому коллективу школы. Особенный интерес проявляет к урокам биологии, физики и английского языка.

V. Внеурочная деятельность учащегося.

Внеурочная деятельность Максима довольна насыщенна. Он посещает факультатив по психологии, ему нравится занятия физкультурой. Одним из любимых видов внеурочной деятельности для Максима является участие в школьных и классных мероприятиях. Наибольший интерес он проявляет к своим любимым предметам – биологии и физике, неплохих результатов достиг по английскому языку. Что же касается математики, то Любимым занятием для него в свободное время являются компьютерные игры.

Результаты проведенной методики по определению профессиональных предпочтений учащегося (дифференциально-диагностический опросник Е. А. Климова) показали, что Максиму предпочтителен тип профессии “Человек-природа” и “ Человек-человек” в равной степени. К первому типу относятся все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством, ко второму типу – профессии, связанные с воспитанием и обучением людей, с медицинским обслуживанием, с информационным и бытовым обслуживанием, с защитой общества и государства.

Замечу, что, по словам самого Максима, после окончания учебы он хочет быть биологом или врачом, однако его упорство в достижении данной цели слабо заметно. Интересно то, что свой выбор будущей профессии он объясняет только тем, что человек с такой профессией всегда сможет найти работу, к тому же, профессия врача хорошо оплачиваема. В общем же характерным для Максима является то, что он не отказывается и не брезгует практически ни какой предложенной ему работой. Ему нравится сам процесс ее выполнения, в ходе которого он может продемонстрировать свои способности, умения и навыки.

VI. Общие психолого-педагогические выводы.

Максим активный, доброжелательный, спокойный, дисциплинированный ученик, реально оценивающий свои возможности, обладающий адекватной самооценкой и приемлемым для него уровнем притязаний. Но в отношениях со сверстниками и учителями необходимо проявлять больше сдержанности и тактичности.

Несмотря на то, что у Максима несомненно огромный потенциал не только для хорошей, более того, для отличной учебы, но в его отношении к успеваемости часто заметна безразличность. Поэтому постоянно нужно стимулировать у него интерес к предмету, творческой деятельности, занятиям спортом, для дальнейшего развития сформировавшихся у него способностей, умений и навыков. Следует также отметить, что Максим, не смотря на свою творческую натуру придерживается все же стандартных правильных ответов на уроках, в то время как обладает огромным потенциалом в области этой сферы. Поэтому рекомендацией в данном случае может служить развитие у Максима творческих подходов к решению различных типов задач, поиска оригинальных решений и нестандартных подходов к учебным ситуациям. Наиболее эффективными формами работы и общения учителей и родителей с Максимом, по-моему, являются те, которые предусматривают проявление в большей степени самостоятельности.