Психолого-педагогическая характеристика личности учащегося 7 класса из полной и благополучной семьи (на примере ученика 7 "В" класса СШ № 14 г. Гомеля), страница 2

По моему мнению, Максим не очень обязательный и добросовестный ученик. Он не отличается особым спокойствием и уравновешенностью. Не редко вступает в споры с учителями и одноклассниками, если не сомневается в своей правоте (до конца будет отстаивать свою точку зрения). Отличительным качеством Максима является, то, что он не слишком целеустремлен по отношению к достижению поставленной перед ним цели, без дополнительного контроля семьи и школы ему (по крайней мере пока) будет тяжело достичь серьезных результатов. Однако, он определенно в состоянии сам отвечать за свои поступки.

Результат проведения методики определения типа темперамента (вербальная методика определения типа темперамента) показал, что у Максима ярко выражен сангвинический тип темперамента. энергичен и Максим деловит, всегда с увлечением берется за любое новое дело, но не всегда доводит дело до конца, останавливается на полпути. Его выносливость и самообладание помогают ему найти выход из любой сложившейся ситуации. Но часто Максим несдержан, и в ситуации, когда лучше промолчать, он высказывает все как есть. Максим не привык жить “по образцу”, он всегда находится в поиске чего-нибудь нового.

В отношениях со сверстниками Максим пользуется засуженным авторитетом среди лиц противоположного пола, а вот среди одноклассников-парней – только один друг Степанов Андрей. Одноклассники отзываются о нем как доброжелательном, не всегда тактичном, но правдивом человеке. Подтверждением этого явилась проведенная методика по изучению коммуникативных и организаторских способностей Максима. Оказалось, что он стремится к контактам с людьми, не ограничивает круг своих знакомств, отстаивает своё мнение. Поэтому не случайно то, что у Максима много друзей, и не только среди одноклассников.

В процессе наблюдения за характером Максима, его отношением к различным видам деятельности можно сказать о том, что, выполняя любое возложенное на него поручение, он не всегда в полной мере ощущает свою ответственность при его выполнении. Несмотря на это Максим стремиться добросовестно выполнять разного рода работу, не откладывая ее в долгий ящик. Все это явилось результатом того что, у Максима сложились вполне доверительные отношения с педагогическим коллективом школы. Но, несмотря на это он переоценивает свои силы и возможности. Проведенная методика по изучению самооценки ученика показала, что Максим обладает адекватной самооценкой. Он реально оценивает свои силы и возможности, способен принимать критику в свой адрес. Прислушивается к мнению критикующих его людей и старается, по возможности, исправлять свои недостатки.

Результат психогеометрического теста показал, что Максиму свойственна креативность, творчество, образность, интуитивность, интегративность, мозаичность. Строгая, последовательная дедукция - это не его стиль. Его "правополушарное" мышление не фиксируется на деталях, поэтому оно, упрощая в чем-то картину мира, позволяет строить целостные, гармоничные концепции и образы, видеть красоту. Он не заинтересован в консенсусе и добивается синтеза не путем уступок, а наоборот – заострением конфликта идей и построением новой концепции, в которой этот конфликт получает свое разрешение, "снимается". Причем, используя свое природное остроумие, он может быть весьма язвительным, «открывая глаза" другим.

При этом просто не может трудиться в хорошо структурированных ситуациях. Его раздражают четкие вертикальные и горизонтальные связи, строго фиксированные обязанности и постоянные способы работы. В работе ему требуется независимость от других и высокий уровень стимуляции на рабочем месте, тогда он "оживает" и начинает выполнять свое основное назначение – генерировать новые идеи и методы работы.

Максим – идеалист, отсюда берут начало такие его черты, как непрактичность, наивность. Он несдержан, очень экспрессивен, что, наряду с его эксцентричностью, часто мешает проводить свои идеи в жизнь. К тому же, он не силен в проработке конкретных деталей и не слишком настойчив в доведении дела до конца (так как с утратой новизны теряется и интерес к идее).

Проведенная в 7 “В” классе социометрия по изучению социального статуса учеников показала, что Максим в классе имеет статус “предпочитаемых”. Ему чужды такие качества как лживость (хотя иногда его излишняя правдивость переходит в бестактность), застенчивость, замкнутость.

IV. Особенности учебно-познавательной деятельности учащегося.

На протяжении всего периода обучения в школе у Максима была средняя успеваемость по всем предметам.

Исходя из наблюдений за Максимом в ходе учебных занятий по различным предметам можно сделать вывод, что у него хорошо развиты интеллектуальные способности, культура речи и другие задатки. Однако он не рвется всякий раз пользоваться всеми этими задатками, лишь когда предмет всецело завоевывает его интерес, увлекает его, вот тогда он показывает, то на что он способен.