ПРИЗНАКИДИФФУЗНОЙГРУППЫИВОСПИТАТЕЛЬНОГОКОЛЛЕКТИВА
Признаки |
Диффузная группа |
Группа-коллектив |
1 . Общая цель |
||
2. Общая деятельность |
||
3. Социально значимая цель |
||
4. Наличие органов управления |
||
5. Наличие выборных органов |
||
6. Взаимная ответственность |
||
7. Сознательная дисциплина |
||
8. Деловое сотрудничество |
||
9. Сплоченность |
||
10. Полезные традиции |
Используя дополнительную литературу по курсу (См. Приложение 2.IV), подготовьте сообщение "Реализация идей А.С. Макаренко об организации детского коллектива в опыте педагогов-новаторов (В.А. Сухомлинский, И.П. Иванов, С.А. Калабалин и др.)".
ФОРМЫОРГАНИЗАЦИИВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫСУЧАЩИМИСЯ
Сущностьиклассификациявнеклассных воспитательныхмероприятий
Воспитательное мероприятие - важный элемент в системе внеурочной воспитательной работы классного руководителя, учителя-воспитателя. В педагогической литературе понятие "воспитательное мероприятие" используется для обозначения различных видов и форм воспитательной работы с учащимися. Основные проблемы, которые решает педагог в процессе подготовки и проведения тех или иных видов и форм воспитательной работы сводятся к педагогически целесообразной организации жизнедеятельности детей, с одной стороны, и индивидуализации воспитания личности на гуманистической основе, с другой.
202
Из серии воспитательных мероприятий складывается воспитательный процесс, подобно тому, как процесс обучения состоит из уроков и дополнительных форм учебного процесса.
Значительный вклад в разработку и внедрение новых форм организации воспитательной работы с учащимися был внесен И.П.Ивановым (методика коллективных творческих дел), Н.Е. Шурковой (технология воспитательной работы) и другими российскими педагогами. Среди белорусских авторов, уделивших большое внимание данной проблематике, стоит упомянуть З.В. Артеменко и Ж.Е. Завадскую - авторов своеобразной "энциклопедии" воспитательных мероприятий ("Формы воспитательной работы с молодежью: организация и методика проведения.- Минск: ИПК и ПРРиСО, 1994.- 230 с.). С этой книгой полезно ознакомиться всем педагогам, вовлеченным в воспитательную работу с детьми.
За последнее десятилетие в педагогической печати прозвучало немало критики в адрес так называемой "педагогики мероприятий". Соглашаясь с рядом замечаний (отсутствие самостоятельности учащихся в процессе их проведения, погоня за количеством в ущерб качеству и т.д.), нельзя в то же время полностью отказываться от проведения целенаправленной воспитательной работы в школьных коллективах. Воспитательные мероприятия являются необходимой составной частью воспитательной системы школы, сущность которой была раскрыта в предыдущей теме. Продуманное, целесообразное внедрение системного подхода позволит избежать многих кризисных явлений в воспитательной работе с молодежью.
Какие важные моменты следует учитывать педагогу в процессе планирования воспитательного мероприятия?
Прежде всего, достаточно четко представлять современную социальную ситуацию - общественные события в стране и мире; юбилейные даты и их значимость; события местной жизни и т.д.
Второе, что необходимо также учитывать - это возрастные и индивидуальные особенности детей, сформированность или не-сформированность определенных качеств и черт личности.
Наконец, еще одно важное обстоятельство, на которое следует обратить внимание - это общая направленность учебно-воспитательной работы на перспективу. Речь идет о недопустимости строить современный воспитательный процесс на основе разрозненных, бессистемно проводимых мероприятий.
203
Современная классификация внеурочных воспитательных мероприятий может быть представлена в следующем виде:
Таблица 14
КЛАССИФИКАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХМЕРОПРИЯТИЙ
Воспитательные мероприятия, направленные на формирование сознания |
Воспитательные мероприятия, направленные на развитие чувств |
Воспитательные мероприятия, направленные на формирование поведения |
Беседы, лекции, диспуты, дискуссии, экскурсии, дни знаний, интеллектуальные забавы и др. |
Конкурсы, турниры, викторины, концерты художественной самодеятельности и др. |
Упражнения в поступках, детские интеллектуально-творческие игры, моделирование ситуаций и др. |
В процессе проведения воспитательных мероприятий совершенствуются не только учебные умения и навыки, но также умения самостоятельной работы, поисковой деятельности при отборе необходимой информации, умения соблюдать этические нормы и правила, коммуникативные умения и навыки и др. Какие бы цели не ставил педагог в процессе проведения воспитательных мероприятий, специфика их в любом случае может быть охарактеризована как обращение к разуму ребенка через его эмоционально-волевую сферу.
Одна из главных задач, которую ставит классный руководитель, заключается в том, чтобы вовлечь учащихся в те или иные виды общественно полезной и личностно значимой деятельности. От этого во многом зависит результативность проводимого мероприятия. Поэтому имеет смысл рассматривать классификацию воспитательных мероприятий с точки зрения той деятельности, с помощью которой происходит освоение той или иной области социального опыта
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.