11.02.08 “10А” класс
Тема урока: Формы расселения
Цели урока:
1. Обучающие:
сформировать понятие расселения и краткая характеристика его основных форм;
2. Развивающие:
сформировать представление об урбанизации как о всемирном процессе;
3. Воспитательные:
показать социальное значение процессов урбанизации.
Оборудование урока: карта мира, атласы, глобус.
Тип урока: комбинированный
Ход урока:
1.Организационный момент.
Войти в класс и поприветствовать учеников (Здравствуйте!), дать им успокоиться. Представиться по имени и отчеству. Отметить отсутствующих учеников в классе. Проверить все ли предметы лежат на столе, которые необходимы для урока.
2. Проверка знаний и умений.
Проверка домашнего задания проводится в виде индивидуального опроса. Вспомним предыдущую тему. Это тема называется “Размещение населения и миграции”. 1). К доске вызываю первого ученика и задаю ему вопрос: “ Какие факторы оказывают влияние на размещение населения?”
Примерный ответ ученика. На размещение населения оказывают влияние различные факторы: природные, исторические, социально-экономические. Природные условия здесь играют наиболее важную роль. Более пригодными для жизни людей являются равнины умеренного, субтропического и субэкваториального пояса. Тяжёлыми же считаются арктические области, тундры, пустыни, экваториальные и тропические леса, горы.
2). Благодарю ученика за ответ и вызываю другого ученика. Задаю ему вопрос: “Какое влияние социально-экономические факторы оказывают на размещение населения?”
Примерный ответ ученика. Издавна люди стремились селиться в места, богатые каким-либо ресурсом: землёй, рыбой, полезными ископаемыми и т.д. Сосредоточение людей на низменностях обуславливается именно этим фактором. На расселение оказывает влияние и занятость населения. Так, трудоёмкое рисосеяние в Юго-Восточной Азии является причиной распространения в данном регионе традиции многодетных семей.
3). Спасибо за ответ. Садись на своё место, пожалуйста. Вызываю следующего ученика и ставлю перед ним название вопроса: “Что вы понимаете под словами “утечка умов” и в чём заключается её сущность?”
Примерный ответ ученика. Сущность “утечки умов” заключается в переманивании учёных, специалистов высокой квалификации для работы в учебных заведениях, научных центрах. Такая ситуация оказывает отрицательное влияние на научно-экономический потенциал, особенно развивающихся стран. Начало этому было положено после второй мировой войны, когда из Германии в США было вывезено несколько тысяч специалистов в области физики, ракетостроения и др.
3. Изучение и объяснение нового материала.
А теперь перейдём к изучению нового материала. Сегодняшняя тема называется “Формы расселения”.
План темы урока:
1.Формы поселений по численности населения.
2. Городское и сельское расселение, функции городов.
3. Процессы урбанизации и их влияние на социально-демографические процессы.
1).Формы поселений по численности населения.
Расселение – процесс расселения и перераспределения населения на определённой территории.
Далее учащиеся под моим руководством заполняют схему:
Основные формы расселения |
Оседлая Кочевая
Городские поселения
Сельские поселения
В современном мире города стали главной формой расселения людей. К определению городов в разных странах подходят по-разному. К городам относят населенные пункты со сравнительно большим количеством жителей (в США — более 2,5 тыс., в Беларуси — не менее 6 тыс., России — более 12 тыс., Нидерландах — 20 тыс. человек) и где последние в основном заняты трудом промышленности, сферах обслуживания, науки и культуры. В Беларуси к городским поселениям и поселкам городского типа относят населенные пункты, имеющие не менее 2 тыс. жителей, основная часть которых занята в несельскохозяйственных сферах. Выделяют также и рабочие поселки — поселения, имеющие свыше 500 жителей и расположенные
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.