УРОК ПО ТЕМЕ «ФАКТОРЫ РАЗМЕЩЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА. СТРУКТУРА И СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ ХОЗЯЙСТВА»
10 КЛАСС
ГОМЕЛЬ 2010
Цель:
- образовательная: ориентировать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению темы; повторить и углубить знания о хозяйстве, факторах размещения и развития производства, структуре и специализации экономики; сформировать представление у учащихся об экономических показателях, социально-ориентированной рыночной экономике; познакомить учащихся с основными этапами развития экономики Беларуси.
- развивающая: формировать умение самостоятельной работы с учебником, выделять главное, основное в тексте, структурировать учебный материал; развивать коммуникативные умения; обогащение словарного запаса школьников; развивать умение устанавливать причинно-следственные связи на примере пространственного рисунка размещения отраслей экономики Беларуси, формулировать выводы.
- воспитательные: вызывать интерес к изучению национальной экономики; формировать экологическую культуру учащихся, их активную гражданскую позицию.
Задачи:
- повторить классификацию хозяйства (экономики), дать определение хозяйству;
- рассмотреть разнообразие факторов размещения и развития производства;
- выделить этапы развития национальной экономики;
- выделить отрасли специализации, характерные для современного этапа развития национальной экономики.
Оборудование: учебник по географии Беларуси в 10 классе,таблица «Схема экономики», политико-административная карта Беларуси, атласы (стр. 34).
Тип урока: изложения нового материала.
Ход урока:
Организация учащихся к занятиям (1 мин.)
Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.
Изучение нового материала (35 мин.)
Учитель акцентирует внимание на многообразии географии. Связывает этот материал с темой нового урока и просит записать учащихся дату урока и тему, заранее записанные на доске. Учащиеся самостоятельно пытаются сформулировать задачи урока, используя тест учебника. Учащимся предлагается вспомнить определение термина «хозяйство (экономика, народно-хозяйственный комплекс)» и его отрасли при помощи схемы классификации экономики, заранее приготовленной на доске.
Задача учителя заинтересовать учащихся, показать важность изучения данного материала (как известно в мире все не случайно, не просто так и размещаются различные отрасли хозяйства по территории). Учитель дает определение термина «фактор размещения и развития производства» и просит одного из учеников повторить его еще раз. Затем ученики записывают его в рабочую тетрадь (стр. 224). Подчеркивает, что проявление того или иного фактора на определенной территории зависит от характера производства (особенности технологического процесса и свойства товара).
Для более успешного усвоения материала и систематизации знаний учащимся предлагается выполнить работу в группах (по 2 человека). Суть работы заключается в заполнении следующей таблицы (1-2 страницы):
фактор размещения и развития производства |
проявление фактора относительно Беларуси |
отрасли экономики (заполняется при помощи схемы, записанной на доске) |
фактор территории |
||
природно-ресурсный фактор |
||
ЭГП |
||
трудовые ресурсы |
||
транспортный фактор и связь |
||
НТП |
||
экологический фактор |
||
государственная политика |
||
потребительский |
При этом отдельным группам предлагается ответить устно на вопросы:
1. Фактор территории – вспомните протяженность территории Беларуси с запада на восток и севера на юг, площадь.
2. Природно-ресурсный фактор – вспомните, какими показателями характеризуются агроклиматические ресурсы.
3. ЭГП – считаете ли вы ЭГП Беларуси благоприятным для развития производства, и используется ли этот фактор в полной мере. Предложите возможные пути решения данной проблемы.
4. Трудовые ресурсы – какие отрасли в настоящее время монополизированы государством?
5. Экологический фактор – как вы считаете, правильно ли размещен Гомельский химзавод?
На заполнение таблицы отводится 5 минут.
По окончанию заполнения таблицы один из представителей группы защищает рассмотренный материал и отвечает на заранее заданные вопросы. Представители других групп внимательно слушают выступающего. Для первичного закрепления материала один из учеников ещё раз называет все факторы размещения и развития производства.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.