Логический переход: «А теперь, ребята, мы рассмотрим этапы формирования структуры и специализации хозяйства».
Учитель раскрывает сущность терминов «структура хозяйства» и «специализация хозяйства» и просит записать их в рабочую тетрадь (стр.228, 231).
Ученикам предлагается индивидуально заполнить следующую таблицу:
этап |
отрасли специализации |
период развития общественного производства |
дореволюционный |
||
довоенный |
||
послевоенный |
||
современный |
Подчеркнуть, что за основу развития хозяйства Беларуси избрана модель социально ориентированной рыночной экономики.
Справка: шведская модель социально ориентированной рыночной экономики известна как «государство благосостояния». Направлена на сокращение имущественного неравенства, при котором функция производства ложиться на частные предприятия, действующие на конкурентной рыночной основе, функция высокого уровня жизни населения – на государство.
Закрепление изученного материала (5 мин.)
На повторения и закрепления знаний учащиеся отвечают на ряд вопросов:
1. Перечислите факторы развития и размещения производства;
2. Перечислите факторы развития размещения производства, влияющие на все отрасли национальной экономики;
3. Перечислите факторы размещения нефтеперерабатывающей промышленности;
4. Структура хозяйства – это…
5. Специализация хозяйства - это…
Рефлексия (5 мин.)
На этапе рефлексии учитель использует метод «Заверши фразу». Каждому ученику предлагается завершить фразу «Сегодня я узнал (-а), что:
1. Беларусь имеет благоприятное ЭГП, так как…
2. Развитие частной формы собственности в Беларуси – благоприятный фактор развития хозяйства, потому что…
3. Развитие транспортных коммуникаций и транспортных средств уменьшает значение потребительского фактора, так как уменьшает издержки, связанные с …
4. Обретение Беларусью суверенитета увеличило значение такого фактора размещения и развития производства, как…
Домашнее задание
1. §38 - §39;
2. Ответить письменно в рабочей тетради на вопрос № 2 (стр. 231);
3. Почему НПЗ построен в 20 км от города, Минский автомобильный завод в самом городе, обувное предприятие «Марко» - в городской черте?
4. *Оцените структурные преобразования экономики с точки зрения изменения распределения численности занятых населения по формам собственности. Используя данные таблицы, рассчитайте отклонения показателей, сформулируйте выводы.
форма собственности |
1990 г. |
1995 г. |
2000 г. |
2005 г. |
2009 г. |
отклонение (+; -), в % |
|||||||
1995 к 1990 |
2000 к 1995 |
2005 к 2000 |
2009 к 2005 |
2009 к 1990 |
|||||||||
государственная |
73,9 |
59,8 |
57,2 |
51,7 |
|||||||||
частная |
26,1 |
40,1 |
42,4 |
47,0 |
|||||||||
иностранная |
- |
0,1 |
0,4 |
1,3 |
|||||||||
5. *Постройте графики динамики трудовых ресурсов по годам (в %), используя данные таблицы. Сделайте соответствующие выводы.
возрастные группы |
2001 г. |
2007 г. |
2008 г. |
Все население, всего |
9990,4 |
9714,5 |
9689,8 |
В том числе в возрасте: 0-4 лет |
458,4 |
450,0 |
465,3 |
5-9 лет |
576,5 |
454,5 |
454,2 |
10-14 лет |
791,8 |
539,4 |
502,2 |
15-19 лет |
821,3 |
749,8 |
712,3 |
20-24 лет |
733,2 |
836,9 |
840,1 |
25-29 лет |
695,0 |
739,1 |
755,8 |
30-34 лет |
685,7 |
686,9 |
687,4 |
35-39 лет |
786,2 |
670,4 |
673,2 |
40-44 лет |
844,1 |
737,4 |
707,8 |
45-49 лет |
705,5 |
822,2 |
819,2 |
50-54 лет |
5934,3 |
691,6 |
713,3 |
55-59 лет |
386,2 |
584,5 |
601,9 |
60-64 лет |
564,9 |
331,8 |
354,7 |
65-69 лет |
455,7 |
466,7 |
428,6 |
70 лет и старше |
891,6 |
953,3 |
973,8 |
Примечание: задания, отмеченные * выполняются по желанию на высший балл.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.