Тема урока:Современная структура хозяйства Беларуси § 40.
Тип урока: комбинированный урок.
Цели: 1) сформировать у учащихся представление о современной структуре хозяйства Беларуси.
2) обеспечить развитие навыков использования имеющихся знаний и опыта практической деятельности, умения работать с дополнительными источниками информации, эмоционально воспринимать изученный материал.
3) показать значение и роль хозяйственной экономической деятельности в Беларуси; содействовать формированию познавательного интереса к предмету.
Оборудование: учебник, карта, атласы.
Литература: 1. Учебник «География Беларуси 10 класс» / Брилевский М.Н., Смоляков Г.С., Яльчик Н.Т. / Мн: «Народная асвета», 2007, - 232 с.
2. Климанова О.А. / Тесты по географии / О.А. Климанова. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 288с.
3. Дидактический материал по географии / Манешина Т.В. – Мн. «Харвест». – 1999, - 144 с.
Ход урока.
1. Организационный этап.
Вхожу в класс, здороваюсь, проверяю отсутствующих (тема, дата, домашнее задание уже на доске).
2. Этап всесторонней проверки домашнего задания.
1. Что называется структурой?
Правильный ответ ученика: Структура – разделение хозяйства на отдельные отрасли.
2. На какой стадии экономического развития находилась Беларусь до первой мировой войны?
Правильный ответ ученика: Беларусь достаточно длительное время находилась на стадии аграрного (доиндустриального) экономического развития.
3. Как выглядела экономика Беларуси в советский период?
Правильный ответ ученика: в советский период структура хозяйства Беларуси становилась все более сложной и разветвленной. В промышленности быстро развивались машиностроение и металлообработка, топливная, текстильная и пищевая промышленность. Сельское хозяйство было переведено на коллективные формы хозяйствования. Во второй половине ХХ в. в республике появились крупные предприятия нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности. Беларусь перешла на стадию индустриального экономического развития. Но создание многих материало- и энергоемких производств не соответствовало природно-ресурсному потенциалу и социально-экономическому положению Беларуси. В сельском хозяйстве в начале 90-х гг. уменьшилась доля животноводства, производства картофеля, льна, сократилось поголовье животных. Значительная часть коллективных хозяйств стала убыточной.
4. Какие действия были предприняты белорусским государством по стабилизации хозяйства страны в 90-х гг.?
Правильный ответ ученика: 1991-1995гг., 1996-2000гг. определяют в качестве двух этапов переходного периода. Первый период был периодом тяжелого экономического кризиса, второй этап стал периодом перехода от экономического спада к стабилизации и улучшению социально-экономической ситуации на основе восстановления управляемости хозяйством с учетом особенностей переходного периода. Во втором периоде были определены основные направления социально-экономического развития страны, направленные на постепенное осуществление рыночных преобразований. Было усилено государственное регулирование процесса перехода к рыночным отношениям.
5. Какая модель была избрана за основу развития хозяйства Беларуси?
Правильный ответ ученика: за основу развития хозяйства Беларуси была избрана модель социально ориентированной рыночной экономики, учитывающей основные современные тенденции (глобализацию, формирование постиндустриального общества на основе новых технологий, открытость экономики, создание условий для всестороннего развития человека).
6. Что такое специализация хозяйства?
Правильный ответ ученика:Специализация хозяйства – это форма общественного разделения труда и организации производства.
3. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
Мы только что рассмотрели структуру и специализацию хозяйства нашей страны. Вспомним еще раз, какая отраслевая структура современного мирового хозяйства Беларуси?
Правильный ответ ученика: в Беларуси социально ориентированная рыночная экономика.
Далее мы рассмотрим современную
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.