а) упрощение плановых очертаний площадных и линейных объектов;
б) объединение выделов;
в) исключение мелких и второстепенных объектов;
г) изображение важных объектов с преувеличением;
д) изменение способов изображения.
6. Составить заключение о достоинствах и недостатках генерализации.
Текстовая часть должна сопровождаться выкопировкой фрагментов обследуемых территорий с отмеченными на них различными проявлениями генерализации.
6. КЛАССИФИКАЦИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ КАРТ И АТЛАСОВ
6.1. Лабораторная работа №8
Цель работы:
Научиться определять:
1) круг вопросов, которые можно решить по карте данного типа;
2) перечень исходных материалов для карты определенного подразделения.
Показать, что результат работы по составлению карты во многом зависит от понимания автором существа картографируемых явлений и логического мышления.
Теоретические вопросы, усвоение которых необходимо для выполнения задания:
Типы карт формируются по широте темы, методам научного исследования картографируемых явлений, степени обобщения, объективности и практической направленности картографической информации. Карты узкой тематики называются отраслевыми, а карты, дающие полную характеристику явлений, – общими. По методам научного исследования различают аналитические карты, показывающие обособленные стороны и свойства явлений и синтетические карты, дающие целостное представление о картографируемых явлениях. Также есть комплексные карты, показывающие совместно несколько свойств, каждое в своих показателях. Топографические карты – комплексные.
По степени обобщения карты могут составляться по определенным показателям на дату и по средним показателям на период.
По степени объективности карты делятся на:
1) документальные;
2) гипсометрические;
3) тенденциозные;
4) вымышленные;
5) инвентаризационные;
6)оценочные;
7) рекомендательные;
8) прогнозные.
Указания по выполнению задания:
Сгруппировать по типам карты атласа, с кратким обоснованием принадлежности каждой карты к определенному подразделению. Оформление задания можно выполнить в виде таблицы или текста.
6.2.Лабораторная работа №9
Анализ и оценка атласов
Цель работы:
Уметь оценивать атлас как единую систему карт, собранных по определенным признакам, проводить анализ как отдельных карт, так и согласованности тематических карт, не ограничиваться перечислением недостатков, а уметь выявлять причины, порождающие их.
Теоретические вопросы, усвоение которых необходимо для выполнения задания:
При анализе атласа необходимой является оценка его полноты и внутреннего единства. Поэтому он должен быть построен на сопоставлении карт и разделов. Атлас полон, когда он освещает согласно назначению все необходимые вопросы.
Анализ атласа в целом, анализ отдельных карт и сравнительный анализ карт и разделов атласа целесообразно проводить по этапам.
Указания по выполнению задания:
I. Общее ознакомление с атласом, в которое входит:
1) выписка выходных данных атласа и определение его назначения;
2) определение классификационных особенностей атласа;
3) установление структуры атласа и тематической полноты каждого раздела после изучения оглавления;
4) ознакомление с системой масштабов и проекцией и целесообразностью их выбора;
5) указание особенности компоновки карт, сопровождающих текстов, полиграфического исполнения.
В заключение 1 этапа можно дать предварительную оценку атласа.
II. Анализ карт атласа по отдельности, в результате которого должно быть определено место, значение и своеобразие каждой карты. Анализ карт должен сопровождаться их сопоставлением и проводиться по следующим признакам:
1) анализ математической основы;
2) анализ полноты содержания;
3) анализ достоверности;
4) анализ геометрической точности;
5) анализ современности карт;
6) оценка качества оформления карт;
7) анализ научной ценности.
III. Завершающий этап представляет собой сравнительный анализ, в результате которого дается окончательная оценка о внутреннем единстве, и полноте.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.