Практикум курса «Картография» (Лабораторные работы № 1-18: Характеристика элементов географической карты. Построение картографической сеток), страница 15

Как и предыдущая, эта работа выполняется на чертежной листе формата A3. Вначале на бумаге на некотором удалении друг от друга строятся две окружности радиусом, равным длине дуги меридиана от экватора до полюса, выраженным в заданном масштабе. Длину такой дуги можно взять из таблицы (см. приложение 1) или вычислить по формуле, приведенной в начале темы. Далее в этих окружностях надлежит провести по два строго перпендикулярных диаметра, один из которых изобразит экватор, а другой - средний меридиан полушария. Точки пересечения среднего меридиана с окружностью станут изображением полюсов.

Для построения параллелей окружности, представляющие собой два внешних меридиана полушарий, с помощью транспортира разбивают на части, равные заданной густоте сетки (10°). Таким образом получают по две точки А и К, необходимые для проведения дуг параллелей (рис. 4,а). Третья точка параллели D лежит среднем меридиане при пересечении его соответствующим стереографическим лучом из точки О. Центры параллелей располагаются на продолжении среднего меридиана и представляют собой точки его пересечения перпендикулярами восстановленными из середины хорд, стягивающих части дуг параллелей АО от внешнего до среднего меридиана.

Таблица 6 - Варианты для составления схематических тематических карт

Вариант

Масштаб

Тематическая карта

Источник

для карты

Источник для контуров

1

1:120 000 000

Сезонность выпадения осадков на Земле

Географический атлас для учителей средней школы, с. 41

Географический атлас для учителей средней школы, с. 26–27

2

1:130 000 000

3

1:135 000 000

4

1:140 000 000

5

1:125 000 000

Испаряемость с поверхности суши

С. 36

6

1:130 000 000

7

1:135 000 000

8

1:140 000000

9

1:125 000 000

Человеческие расы мира

С.47

10

1:130 000 000

11

1:135 000 000

12

1:140 000 000

13

1:125 000 000

Распространение животных мира

Учебный атлас мира, с. 13

14

1:130 000 000

15

1:135 000 000

16

1:140 000 000

17

1:125 000 000

Природные зоны мира

Атлас для 7 класса средней школы, с. 9

18

1:130 000 000

19

1:135 000 000

20

1:140 000 000

Рисунок 4 –  Построение параллелей (а) и меридианов (б) в поперечной стереографической проекции

Для построения меридианов имеются уже две точки – это полюсы. Третья точка каждого меридиана находится на линии экватора при пересечении его стереографическими лучами точки S (рис. 4, б). Центры для построения меридианов размещаются на линии экватора и его продолжении и представляют собой точки пересечения с ним перпендикуляров, восстановленных из середины хорд, стягивающих части дуг меридианов NB, SA от полюса до экватора.

Оформление карт производится аналогично заданию 18.1.

Задание 18.3

Построить картографическую сетку для карты Российской Федерации в конической проекции Птолемея с густотой сетки 10°, приняв в качестве средней параллель с широтой 60°, и составить тематическую карту, указанную в одном из вариантов табл. 7.

Указания по выполнению задания:

Проекция Птолемея была предложена автором, древнегреческим ученым, во II в. н. э. Она является нормальной конической равнопромежуточной по меридианам проекцией, которая строится с помощью конуса, касательного к земному эллипсоиду по средней параллели, изображаемой на карте территории (рис. 5).

Рисунок 5 – Нормальная коническая равнопромежуточная проекция Птолемея