Как и предыдущая, эта работа выполняется на чертежной листе формата A3. Вначале на бумаге на некотором удалении друг от друга строятся две окружности радиусом, равным длине дуги меридиана от экватора до полюса, выраженным в заданном масштабе. Длину такой дуги можно взять из таблицы (см. приложение 1) или вычислить по формуле, приведенной в начале темы. Далее в этих окружностях надлежит провести по два строго перпендикулярных диаметра, один из которых изобразит экватор, а другой - средний меридиан полушария. Точки пересечения среднего меридиана с окружностью станут изображением полюсов.
Для построения параллелей окружности, представляющие собой два внешних меридиана полушарий, с помощью транспортира разбивают на части, равные заданной густоте сетки (10°). Таким образом получают по две точки А и К, необходимые для проведения дуг параллелей (рис. 4,а). Третья точка параллели D лежит среднем меридиане при пересечении его соответствующим стереографическим лучом из точки О. Центры параллелей располагаются на продолжении среднего меридиана и представляют собой точки его пересечения перпендикулярами восстановленными из середины хорд, стягивающих части дуг параллелей АО от внешнего до среднего меридиана.
Таблица 6 - Варианты для составления схематических тематических карт
Вариант |
Масштаб |
Тематическая карта |
Источник для карты |
Источник для контуров |
1 |
1:120 000 000 |
Сезонность выпадения осадков на Земле |
Географический атлас для учителей средней школы, с. 41 |
Географический атлас для учителей средней школы, с. 26–27 |
2 |
1:130 000 000 |
|||
3 |
1:135 000 000 |
|||
4 |
1:140 000 000 |
|||
5 |
1:125 000 000 |
Испаряемость с поверхности суши |
С. 36 |
|
6 |
1:130 000 000 |
|||
7 |
1:135 000 000 |
|||
8 |
1:140 000000 |
|||
9 |
1:125 000 000 |
Человеческие расы мира |
С.47 |
|
10 |
1:130 000 000 |
|||
11 |
1:135 000 000 |
|||
12 |
1:140 000 000 |
|||
13 |
1:125 000 000 |
Распространение животных мира |
Учебный атлас мира, с. 13 |
|
14 |
1:130 000 000 |
|||
15 |
1:135 000 000 |
|||
16 |
1:140 000 000 |
|||
17 |
1:125 000 000 |
Природные зоны мира |
Атлас для 7 класса средней школы, с. 9 |
|
18 |
1:130 000 000 |
|||
19 |
1:135 000 000 |
|||
20 |
1:140 000 000 |
Рисунок 4 – Построение параллелей (а) и меридианов (б) в поперечной стереографической проекции
Для построения меридианов имеются уже две точки – это полюсы. Третья точка каждого меридиана находится на линии экватора при пересечении его стереографическими лучами точки S (рис. 4, б). Центры для построения меридианов размещаются на линии экватора и его продолжении и представляют собой точки пересечения с ним перпендикуляров, восстановленных из середины хорд, стягивающих части дуг меридианов NB, SA от полюса до экватора.
Оформление карт производится аналогично заданию 18.1.
Построить картографическую сетку для карты Российской Федерации в конической проекции Птолемея с густотой сетки 10°, приняв в качестве средней параллель с широтой 60°, и составить тематическую карту, указанную в одном из вариантов табл. 7.
Указания по выполнению задания:
Проекция Птолемея была предложена автором, древнегреческим ученым, во II в. н. э. Она является нормальной конической равнопромежуточной по меридианам проекцией, которая строится с помощью конуса, касательного к земному эллипсоиду по средней параллели, изображаемой на карте территории (рис. 5).
Рисунок 5 – Нормальная коническая равнопромежуточная проекция Птолемея
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.