Практикум курса «Картография» (Лабораторные работы № 1-18: Характеристика элементов географической карты. Построение картографической сеток), страница 14

Вариант

Масштаб

Тематическая карта

Источник

для карты

Источник для контуров

1

1:120 000 000

Климатические пояса Земли

Атлас для 7 класса средней школы, с. 7

Атлас мира с.14

2

1:125 000 000

3

1:130 000 000

4

1:135 000 000

5

1:120 000 000

Литосферные плиты Земли

С. 4-5

6

1:125 000 000

7

1:130 000 000

8

1:135 000000

9

1:120 000 000

Распределение температур на Земле в июле

Географический атлас для учителей средней школы, с. 37

10

1:125 000 000

11

1:130 000 000

12

1:135 000 000

13

1:120 000 000

Распределение температур на Земле в январе

14

1:125 000 000

15

1:130 000 000

16

1:135 000 000

17

1:120 000 000

Географические пояса Земли

Учебный атлас мира, с. 12

18

1:125 000 000

19

1:130 000 000

20

1:135 000 000

Для построения заданной картографической сетки используют чертежный лист формата А-3.

Вначале на бумаге проводят две взаимно перпендикулярные прямые, одна из которых (параллельная длинной стороне листа) представит экватор, а другая - средний меридиан. Для того чтобы получить точки на экваторе, через которые пройдут остальные меридианы, следует на этой прямой отложить к востоку и к западу от среднего меридиана отрезки, равные длинам дуг экватора 15°, 30°, 45° и т.д., уменьшенным в заданном масштабе. Для получения точек на среднем меридиане, через которые должны пройти параллели, следует, отложить по нему отрезки к северу и к югу от экватора, равные (в заданном масштабе) длинам дуг меридиана от экватора до параллелей 15°, 30° и т. д. Дуги экватора и среднего меридиана можно найти по таблице (см. приложение 1) или вычислить по формулам (1.1, 1.2), причем на экваторе  поэтому  и, следовательно,

Для количественной или качественной характеристики явления строят цветовую шкалу. Шкалы подразделяются на две группы: однородных и смешанных цветовых рядов. Техника построения однородной цветовой шкалы следующая: вначале окрашивают всю шкалу одним цветом слабой насыщенности, затем последовательно увеличивают насыщенность цвета многократным окрашиванием шкалы (по количеству ступеней), исключая каждый раз одну ступень. В итоге последняя ступень шкалы будет иметь наибольшую насыщенность цвета, а первая - наименьшую. Увеличением насыщенности цвета отражают возрастание количественной характеристики явления. Смешанные шкалы (с применением разных цветов) используют как для качественной, так и для количественной характеристики явления.

Внутренняя рамка карты, параллели и меридианы, их подписи выполняются синей тушью. Внешние рамки (толстая и тонкая) вычерчиваются черной тушью.

При размещении карты на листе бумаги необходимо предусмотреть место для легенды.

Задание 18.2
Построить картографическую сетку для карт полушарий в поперечной азимутальной стереографической проекции с густотой сетки 10° и составить тематическую карту указанную в одном из вариантов табл. 6.

Указания по выполнению задания:

Стереографические проекции, обладающие равноугольными свойствами применяются для карт полушарий (рис. 3). Параллели и меридианы в поперечной стереографической проекции изображаются дугами окружностей, которые могут быть построены циркулем по трем точкам.

Рисунок 3 – Картографическая сетка в поперечной стереографической проекции