Мини-НПЗ с углубленной переработкой нефти, страница 6

«Сердцем» установки производства битума является блок термолиза и битумный блок. Их стоимость составляет порядка 60% всех капитальных затрат. Блок разделения при стоимости затрат в 30-40% дает высокую рентабельность всей установке, поскольку производит высоколиквидные и достаточно дорогие нефтепродукты – дизельное или печное топлива. При дефиците инвестиционных средств установка может строиться в две очереди: сначала битумный и термолизный блоки, затем – блок разделения дистиллятов (рис.6).                               В зависимости от качества сырья и условий заказчика возможно строительство установки в упрощенном варианте.

В качестве сырья могут быть использованы мазуты М-40 и М-100, гудроны и полугудроны. С применением блока подготовки сырья могут быть использованы тяжелые нефти, нефтеконцентраты нефтешламовых отходов.

Стабильность качества сырья при привязке базового проекта к конкретным заданиям заказчика является основополагающим условием для получения битума гарантированно высокого качества. В приведенных примерах, качество битумов из всех видов сырья отвечает требованиям стандартов на неокисленные нефтяные дорожные битумы.

Режим работы установки – непрерывный. Обслуживающий персонал – 3 человека в смену. Автоматизация по требованию заказчика.

Оценка предполагаемых капитальных затрат на создание установки производства дорожных битумов из мазута проведена на основе средних оптовых цен на 15.03.2002 г. и предполагаемой доходности по выработке следующего ассортимента продукции [табл. 4] из мазута марки 100.

-  Определим сезонную летнюю потребность в закупе битума при ежесуточной потребности – 60 т./сут. X 10800 т.

-  Затраты на закуп сырья в количестве 21800 т. (выход битума 50%) и доходность от реализации произведенной продукции составят :

Таблица 4.

Продукт

% масс

Количество, т.

Цена, руб./т.

Сумма,*млн. руб.

Сырье : мазут

100

21600

1000

21,6

Произведено :

-  компонент автобензина

-  дизельное топливо

-  битум

10

35

50

2160

7560

10800

3000

4000

2000

6,48

30,24

21,6

Итого, произведено

95

20520

-

58,32

* В расчетах не учтены налоговые отчисления и транспортные расходы, которые в общем случае порядок цифр изменят незначительно.

Необходимые инвестиционные средства на строительство установки окупаются за 6-12 месяцев, в зависимости от наличия инфраструктуры.

Установка переработки нефтешламов.

Применительно к нефтешламовым отстойникам НПЗ и НПС разработана  комплексная  технология  выемки,  разделения  и переработки   нефтешламов.   Экономической   базой   высокой рентабельности технологии является установка по переработке нефтеконцентратов с выработкой дорожных битумов и печных или дизельных топлив.

Производительность комплексных нефтешламовых установок мы определяем исходя из основных условий : - содержания углеводородов в нефтещламе (как правило, в отстойниках НПЗ концентрация нефтешламов 10-40%, в шламонакопителях НПС – 60-90%) и времени, в течении которого шламоотстойники должны быть очищены (для отстойников с объемом нефтешламов до 100 тыс. т. – за 1-2 года, для больших – за 3-4 года).

Разработан базовый проект технологии, который может быть адаптирован к конкретным задачам заказчика с проектированием, изготовлением и сдачей "под ключ" минизавода по переработке нефтешламов            [11, 12].

При производстве битумов из нефтешламов установка изготавливается в мобильном варианте и ее целесообразнее всего размещать в непосредственной близости от шламоотстойников. В этом случае производительность установок производства битума из нефтеконцентрата, устройств выемки и блоков разделения нефтешлама проектируются в сопряжении между собой.

Региональный НПЗ.

Речь не идёт о так называемых мини-НПЗ, которые по сути своей являются нефтеперегонными установками и позволяют снимать с нефти лишь «нефтяные сливки» - компоненты автобензина и дизельного топлива. Экономическая целесообразность строительства таких установок малой мощности для отдалённых регионов добычи нефти неоспорима. Так же, как неоспорима экономическая безрассудность строительства установок первичной перегонки нефти средней мощности в промышленно-развитых регионах, где нет своих НПЗ, но потребность в продуктах нефтепереработки высока.