Иван 3 выступил первосоздателем русского дворянства, т.к. в своей объединительной политики, он стал опираться на новый слой землевладельцев – дворян, которые в отличие от бояр получали землю (поместье) за службу и на время службу. После смерти дворянина при отсутствии у него наследников по мужской линии земля возвращалась государству. Т.о. дворяне формировались как условные собственники земли и в качестве таковых были социальной опоры самодержавной власти. При Иване 3 началась история крепостнических отношений. В 1497 году в первом общерусском судебнике Ивана 3 введено правило юрьева дня (25-26.11), ограничившего свободу перехода крестьян от прежнего к новому помещику неделей до и после указанного дня. В результате крестьянин прикреплялся к личности (помещику) и месту (поместью). В этом сущность крепостничества. Закрепощение крестьян было объективным следствие появление дворянского сословия, т.к. крестьянский труд рассматривался в качестве основы службы дворянина царю./--/
3 этап в истории московской Руси связан с правлением Ивана 4 (1533-1584). 1547 году Москва стала ареной драматических событий в результате ряда пожаров. В большом июльском пожаре выгорело 2000 дворов и погибло около 3-х тыс. человек, что стало причиной анти-боярских выступлений, положивших начало концу второй государственности, т.к. разошлись ценности правящей элиты и народа. Поэтому Иван 4 был обеспокоен необходимостью обеспечивания социальной интеграции. В зависимости от выбора средств для решения этой проблемы период его правления делят на два периода:
1 – :1547-1564 когда было сделано (избранная рада, земский собор, отмена кормленчиства 1555 и создание новой системы местного управления в лице земских старост, выбираемых из разных слоёв сельского общества, и даже не крепостных крестьян). Эти реформы конца 40-х – 50-х годов в стране с развитым государственным сознанием могло бы положить начало формирование правового государства, но в Росси второй половины 16 века они усилили социальный раскол, т.к. земские старосты были наделены рядом общегосударственных функция и .в частности, правом собирать налоги, которые стали придерживаться на местах для решения региональных проблем, т.е. земские старосты потащили властное одеяло в экономической сфере в свою сторону. В результате возникло двоевластие, когда наряду с интересами центра обозначились интересы конкретных территорий.
2-: 1564-1584 когда царём был сделан акцент на противоположное начало – авторитарное начало русской жизни. 3.12.1564 Иван 4 удалился в свою Александровскую слободу, как бы отказавшись от государевых дел. Через месяц он направил ультиматум представителям всех ветвей власти, в котором потребовал признать волю царя в качестве единственного механизма государственной жизни. Ультиматум был принят. С этого времени (1565) страна была поделена на 2 части: земщину, где царь продолжал делить власть, и опричнину (царёв удел), где Иван 4 правил самовластно. Одновременно началась политика опричнины, нацеленная на переход к крайнему авторитаризму. В годы опричнины были подвергнуты игнору все лица и социальные слои, находившиеся в аппозиции к крайне авторитарным устремлениям царя. Опричный террор проходил в следующих формах:
а) персональный террор, в лице которых пострадали 700 земских деятелей и прежде всего иерархи церкви (митрополит Филипп Полычен, новгородский архиепископ Пимен), т.к. они требовали управлять обществом по божественным законам, Ане на основе воле и каприза царя.
б) земельный террор, жертвами которого были почти все, кроме 5, боярские фамилии, т.к. социально-политическим идеалам бояр была сословно-представительная монархия, а их экономическим идеалом было требование ограниченной системы крепостнических отношений, реализация которого привела бы к формированию минимального рынка земли и свободной крестьянской рабочей силе, и потому интересы бояр смыкались с интересами зарождавшегося купечества. Бояре лишались своих вотчин в центре страны и выселялись на окраину, где наделялись землёй как поместьем, и тем самым превращались из безусловных в условных собственников земли.
В) террор против зарождавшихся предпринимателей, жертвами которого были более 15-ти тыс. жителей Новгорода зимой 1569-1570 годов, т.к. в новгородско-псковских землях 14-15 веках одновременно с западной Европой стали формироваться буржуазные отношения и их носители.
В 1572 понятие опричнины было отменено, но политика, нацеленная на переход к крайнему авторитаризму, продолжалась до конца правления Ивана 4. Итоги опричнины:
В социально-политической сфере государство потеряло контроль над обществом, т.к. в годы опричнины был сломан хребет княжеско-боярской аристократии, а бояре в средневековой России были самым образованным культурным слоем и обладали опытом и искусством управления. Уничтожение этого слоя нарушило возможность гармонизации общегосударственной и местных интересов.
В экономической сфере: к концу правления Ивана 4 разразился хозяйственный кризис, т.к. население от террора массово бежало на окраину, и потому 5/6 пашен в стране не засевалась. От голода и террора гибли сотни тысяч человек. Разорялось дворянство, разрушалась городская культура.
Политическим эквивалентом экономического кризиса было поражение России в ливонской войне (1553-1583). Это было самое крупное поражение страны за всю предыдущую (с сер 9 века) внешнеполитическую историю, т.к. она потеряла выход к балтийскому морю.
Правление Ивана 4, дотла разорившее страну, привело к крушению московскую Русь в период смуты. Это было второй в отечественной истории национальной катастрофой.
Россия в новое время.
Согласно цивилизационному методологическому подходу в истории человечества выделют три типа цивилизаций:
1. аграрный (традиционный)
2. цивилизационный (индустриальный)
3. постсовременный (информационный)
переход от аграрных к индустриальным цивилизациям называется социальной модернизацией. Этот переход впервые был опровирован в истории странами западной Европы с рубежа 15-16 по середину 19 веков по следующим направлениям:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.