Вывод: В результате преобладания соборных элементов власти
над авторитарными древнерусское государство не было самодержавным, а являлось
государством раннего соборного идеала.
Идеология и человек киевской Руси.
Роль идеологии в средневековом государстве выполняла
религия. К моменту возникновения киевской Руси восточные славяне не успели
создать своей мировой (наднациональной) религии, но древняя Русь находилась на
границе западного и восточного миров, где встречались различные народы и их
религии, поэтому определение идеологии для киевской Руси было проблемой выбора
среди существовавших в мире религий .эта проблема была решена внуком княгини
Ольги князем Владимиром Святославовичем(980-1015). Его выбор состоял из трёх
конкретных выборов:
- Выбор между древними верованиями восточных славян и
мировыми религиями в пользу первых. В 980 году Владимир провёл языческую
религиозную реформу, в ходе которой был создан объединенный пантеон богов,
в который вошли 6 наиболее почитаемых у восточных славян божеств (Перун,
Дажьбог, Хорс, Стригбог, Симаргл, мокошь). Всем богам были сооружены
деревянные изваяния. Однако эта реформа не принесла результатов, т.к. в
язычестве объектом религиозного поклонения являются природа, а почитание
каждым племенем и даже родом определённой природной стихии не
содействовало духовной интеграции большого общества.
- Выбор между восточными (буддизм и ислам) и западными (христианство)
мировыми религиями:
- В 986 году Владимир пригласил миссионеров от мировых
религий. Представителей от буддизма он не приглашал, хотя древнерусские
купцы доходили до Индии, а буддийские монахи иногда появлялись на Руси.
Буддизм возник в середине 1 тысячелетия до н.э. в Индии. Его священная
книга Трипитака (три корзины законов). Буддизм, как и все другие
индийские религиозные культуры, ориентирует человека исключительно на
потусторонний план бытия, признавая земную жизнь иллюзией. Такая
ориентация не соответствовала мироощущению относительно молодого
восточнославянского этноса, который в 9-11 веках находился на инерционной
стадии этногенеза, а значит, обладал ещё значительным энергетическим
зарядом, испытывая привлекательность природными формами бытия. Поэтому
призывы буддистов отказаться от земной жизни ради достижения
потусторонних далей были для него не воспринимаемы.
- Ислам возник в 7 веке в Аравии. Основной идеей в исламе
является представление о том, что мусульманский бог Аллах с одной стороны
проявляется в материальном мире через откровения пророков, а с другой
стороны Аллах он абсолютно потусторонен этому миру («…нет ничего
подобного ему…» Коран). Поэтому даже правоверный после смерти не
способен достичь собственно божественной сферы бытия, он попадает в рай,
находящийся на самом последнем седьмом ярусе, но материального космоса.
Такое понимание бога также не соответствовало мироощущению восточных
славян, которые, испытывая сильное земное притяжение, в конечном итоге
мечтали о потусторонних далях.
- Христианство возникло на рубеже н.э. в восточной
провинции римской империи, в Палестине среди еврейского народа, как секта
в иудаизме. Иудаизм возник с 13 века до н.э. по 2 век н.э. Его священная
книга - танах ( Ветхий завет). Иудаизм – национальная религия т.к. его
основная идея - предпочтение богом евреев другим народам. На основе
иудаизма в христианстве наиболее отчётливо впервые была сформулирована
идея богочеловека (Иисус Христос), под которым понимается вся полнота как
божественной, так и человеческой природы. Такое понимание бога полностью
соответствовало мироощущению восточных славян, т.к. давало возможность
проявиться в земной истории и не закрывало божественную перспективу.
Поэтому Владимир остановил взоры на крестьянстве, но в нём в конце 4 века
в связи с распадом римской империи на западно-римскую и восточно-римскую
(византийскую) империи обозначились два направления: западное
христианство (католицизм) и восточное христианство (православие). В
результате перед Владимиром встал 3 выбор между католицизмом и
православие.
i. Католическая
церковь с самого начала истории всю энергию обратила на овладение искусством
управления людьми, поэтому христианство в католицизме понимается как
богооткровенная программа социального устройства (акцент делается на освоение
человеком окружающего мира, т.е. на социальность). Целью истории в католицизме
считается построение «царства божьего» на земле. Организационно католическая
церковь строиться на принципе жёсткой централизации: у неё единый центр, и
единый глава-папа римский, воспринимаемый в качестве наместника бога на земле
(католическая церковь как духовная организация одна в мире). Богослужение
в католицизме до конца 20 века проводилась на интернациональном латинском
языке.
ii. Православие
всю энергию обратило на борьбу за чистоту христианской веры, поэтому
христианство в православии понимается как путь к богу через нравственно
самосовершенствование человека. Целью православия является построение царства
божьего в душе каждого верующего (акцент делается на внутренний мир человека.
Т.е на духовность). Организационно православная церковь федеративный союз
самостоятельных церквей (православных церквей много, 15.) глава православной
церкви (патриарх) это лишь первый среди других равных ему священнослужителей.
Богослужение в православии осуществляется на национальных языках.