В 1385 при внуке Единина князе Ягайло был заключен династический союз великого литовского княжества и Польши, по условиям которого Ягайло становился одновременной польским королём и католицизм был объявлен государственной религией литовской Руси, и тем самым она превращалась в польско-литовскую государственность. В 1569 великое литовское княжество и Польша объединились в единое государство – речь Посполитую и тем самым польско-литовкая государственность перешла польскую государственность, и исчез феномен литовской Руси. Угроза католизации и колонизации обусловила осознание потомками восточных славян общности их интересов на основе православия. Это содействовало формированию в 14-15 веках в пределах великого литовского княжества украинского и белорусского народов. Таким образом юго-западная Русь развивалась как периферия западной цивилизации, при этом она фактически не испытала влияния монгольского востока.
Если юго-западная Русь была периферией, то северо-западная Русь составной частью западной цивилизации. Она была представлена в 11-15 веках новгородской и отделившейся от неё в 14 веке псковской республиками. В них власть принадлежала богатым купцам и боярам, которые были традиционно связаны с развитием ремесла и торговли, выступавших здесь в качестве основного источника экономического роста. Не случайно созданный в 13 веке европейский союз купцов (Ганза) имел своё ответвление в Новгороде, признавая этот город за «свой» по типу развития. В результате в новгородско-псковских землях в 14-15 веках одновременно с западной Европой развивались буржуазные отношения и их носители, причём здесь вообще не было влияния монгольского востока.
Другой была траектория исторического движения северо-восточной Руси, т.к. этот регион был отделён новгородско-псковскими землями и великим литовским княжеством от западной цивилизации. Зато здесь ощущалось сильное влияние монгол, которое представляло собой целый комплекс влияний:
Византийское православие, Влияние феномена византинизма, характерными чертами которого были:
o Сильная центральная власть
o Имперский дух и имперская психология
o Восприятие самодержца как живого воплощения воли бога на земле
Элементы концуанства, т.к. монголо-татары до прихода на Русь в 1215 году завоевали северный Китай, а затем и весь Китай, который для них был тем же самым, что и Византия для Руси. Конфуцианская традиция держалась на идеи об обожествлении предков, о подчинении низших высшим, о почитании детьми родителей.
Элементы мусульманской культуры, т.к. монголо-татары в 1314 году приняли ислам, который сформировался на просторах аравийской пустыни. Где только жесткие нормы повиновения и подчинения могли обеспечить выживание человека, и потому главный закон в исламе – абсолютное подчинение воле аллаха (ислам – покорность).
Указанные направления цивилизационный специфики северо-восточной Руси содействовали тому, что здесь сформировалась вторая в истории государственность – московская Русь, как государственность авторитарного типа, которая имела свою историческую динамику.
3 вопрос:
первый этап в истории московской Руси пришёлся на время правления внука Александра невского Ивана первого Калиты. Отец Калиты Даниил Александрович был родоначальником московских князей, а со времени правления Калиты их будущее единовластие подготавливалось действие ряда факторов:
со второй четверти 14 века в результате объединения земель вокруг Москвы началось формирование территориальной основы московского государства, механизмом чего было полученное Калитой от монгольского хана права собирать дань с русского народа.
Иван Калита был первым, кто стал выводить Русь из состояния политического раздробления, механизмом чего стал созданный им финансовый союз князей. Его сын Семион гордый (1340 -1353) получил от хана право верховного суда над русскими князьями. Его второй сын Иван 2 получил право , а победа внука Калиты Дмитрия донского (1359-1389) на Куликовом поле сообщила ему роль национального вождя и в борьбе с внешним врагом.
При Калите и его приемниках изменился порядок престолонаследования. В киевской Руси существовал не монархический принцип передачи власти старшему в роде Рюриковичей. При Дмитрии донском стал утверждаться монархический принцип от отца к сыну. Этот князь без ведома золотой орды завещал всё московское государство своему сыну – Василию первому (1389-1429). Т.о. при калите и его приемниках авторитарные порядки, свойственные некоторым уделам, стали переноситься на формирующиеся государство, которое превращалось в фамильную собственность князей – вотчину московских князей.
Второй этап пришёлся на время правления правнука Дмитрия донского – Ивана 3 (1462-1505), при котором были объединены северо-восточная и северо-западная Русь, что положило начало формированию единого русского централизованного государства. С 1476 года Иван 3 перестал ездить в золотую орду и платить монголам дань. Реакцией на это было наступление на Московию монгольских войск во главе с ханом Ахматов (стояние на реке угре 1480). С конца 15 века золотая орда распалась на ряд самостоятельных ханств. Усилению позиций Ивана 3 содействовал его брак с византийской принцессой Совьей Полиолог. Тогда московская Русь приняла на вооружение в качестве одного из элементов государственной символики Византии – герб с двуглавым орлом, означавшего простирание русских земель как на восток, так и на запад. Процесс государственной централизации шёл по следующим направлениям:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.