С целью выделения основных психологических особенностей «проблемных» подростков был проведен факторный анализ (для более наглядного и лаконичного представления эмпирических данных). Он проводился с помощью метода главных компонент (поворот варимакс). Факторный анализ проводился по 41 переменной (диагностируемые шкалы).
Факторный анализ – статистический метод, который используется при обработке больших массивов экспериментальных данных. Задачами факторного анализа являются: сокращение числа переменных (редукция данных) и определение структуры взаимосвязей между переменными, т.е. классификация переменных, поэтому факторный анализ используется как метод сокращения данных или как метод структурной классификации [О.Ю. Ермолаем, Математическая статистика для психологов М.: Изд-во «Флинта», 2004].
Процедура извлечения факторов из матрицы интеркорреляций называется факторизацией матрицы.
Элементы факторной матрицы называют «факторными нагрузками», или «весами»; и они представляют собой коэффициенты корреляции данного фактора со всеми показателями, используемыми в исследовании.
В нашем случае мы с помощью факторного анализа вычленяли главные психологические особенности, влияющие на девиантное поведение подростков.
Факторизация психологических переменны, выявленных с помощью экспериментальных методик проводилась отдельно по каждой группе испытуемых. Результаты факторизации показателей психологических параметров, диагностированных у «проблемных» подростков группы №1 представлены в таблице 4. Результаты факторного анализа показателей не проблемных подростков сведены в таблицу 5.
Таблица 4.
Результаты факторизации показателей психологических параметров, диагностированных у подростков группы №1 («проблемные»)
Коэффициенты нагрузок переменные |
Выделенные факторы с помощью varimax-raw |
||||
Фактор 1 |
Фактор 2 |
Фактор 3 |
Фактор 4 |
Фактор 5 |
|
Эргичность психомоторная |
-0,277194 |
0,707263 |
0,054380 |
-0,089678 |
0,363683 |
Эргичность интеллектуальная |
-0,230908 |
0,125450 |
-0,129426 |
-0,839568 |
0,232291 |
Пластичность психомоторная |
0,192599 |
0,768586 |
-0,004081 |
-0,071062 |
-0,455529 |
Пластичность коммуникативная |
0,235976 |
0,940955 |
0,094530 |
0,013824 |
-0,193755 |
Скорость психомоторная |
-0,154561 |
0,853465 |
0,165524 |
-0,108092 |
0,327123 |
Скорость интеллектуальная |
-0,418634 |
0,069369 |
0,153039 |
-0,846236 |
0,210424 |
Скорость коммуникативная |
-0,409647 |
-0,003265 |
-0,089776 |
-0,554083 |
0,708990 |
Эмоциональность интеллектуальная |
0,715275 |
0,478828 |
0,437225 |
-0,095071 |
0,076882 |
Индекс психомоторной активности |
-0,079923 |
0,967407 |
0,093275 |
-0,111086 |
0,074161 |
Индекс коммуникативной активности |
0,296196 |
0,884164 |
-0,125332 |
-0,103788 |
0,301446 |
Индекс общей активности |
0,048247 |
0,888158 |
0,158364 |
-0,306253 |
0,280577 |
Общая тревожность |
0,914218 |
-0,009156 |
0,085284 |
0,381611 |
-0,006763 |
Школьная тревожность |
0,929477 |
-0,075159 |
0,138816 |
0,260424 |
-0,131881 |
Страх самовыражения |
0,882340 |
-0,057851 |
0,246470 |
0,326475 |
-0,151782 |
Страх ситуации проверки знаний |
0,900909 |
0,245147 |
0,008255 |
0,212392 |
-0,115080 |
Страх несоответствия ожиданиям окружающих |
0,837793 |
0,211802 |
-0,237831 |
-0,148549 |
0,039236 |
Страхи в отношениях с учителями |
0,115979 |
-0,014297 |
-0,101612 |
0,904799 |
0,035573 |
Параноик |
0,097757 |
0,277404 |
0,837589 |
-0,314461 |
0,257196 |
Эпилептоидный |
0,241769 |
0,119092 |
0,441455 |
-0,122115 |
0,735960 |
Шизоидный |
0,302845 |
-0,287898 |
0,851878 |
0,089645 |
0,164352 |
Психоастенический |
0,460458 |
0,172179 |
0,642679 |
0,500958 |
-0,072171 |
Гипотимный |
0,339224 |
0,138349 |
0,315040 |
0,835900 |
0,121732 |
Конформный |
-0,275281 |
0,411028 |
0,757313 |
-0,209369 |
-0,067953 |
Неустойчивый |
0,185730 |
-0,406386 |
0,156092 |
-0,121746 |
-0,741075 |
Астеник |
-0,074008 |
0,437369 |
0,737328 |
0,253978 |
-0,120984 |
Циклоидный |
0,392856 |
-0,221384 |
0,862483 |
0,084484 |
0,083803 |
Доля суммарной дисперсии, % |
9,406933 |
9,636271 |
6,823654 |
7,161426 |
3,459760 |
Анализ факторизации показателей группы 1 («проблемные» подростки).
Факторный анализ выделил пять главных факторов. Определяющими или самыми весомыми является фактор 1 (9,41%) и фактор 2 (9,64%) (доля суммарной дисперсии больше всех выделенных факторов).
Фактор 1 определяется взаимосвязью шести переменных: Школьная тревожность (0,929477), Общая тревожность (0,914218), Страх ситуации проверки знаний (0,900909), Страх самовыражения (0,882340), Страх несоответствия ожиданиям окружающих (0,837793), Эмоциональность интеллектуальная (0,715275). Общая тревожность в школе — общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы взаимосвязана со страхом самовыражения — негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью раскрытия, предъявления себя другим, демонстрации возможностей. Страх ситуации проверки знаний — негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно - публичной) знаний, достижений, возможностей и страх не соответствовать ожиданиям
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.