На следующем этапе обработки эмпирических данных испытуемых оценим достоверность различий показателей двух выборок младших подростков.
1 группа испытуемых - «проблемные подростки»;
2 группа испытуемых – «не проблемные подростки».
И проведем сопоставление (сравнение) двух групп подростков.
Оценим достоверность различий показателей акцентуаций характера между двумя группами испытуемых с помощью непараметрического критерия Манна – Уитни. U – критерий предназначен для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака, количественно измеренного.
Математическая (вторичная) обработка данных производилась с помощью компьютерной программы Statistica 7.0. Оценивались различия между 1 группа испытуемых - «проблемные подростки» и 2 группа испытуемых – «не проблемные подростки».
Ограничения критерия U:
1. В каждой выборке должно быть не менее 3 наблюдений:, n1, n23;
2. В каждой выборке должно быть не более 60 наблюдений: n1, n260[Е. Сидоренко вставь № источника].
Гипотезы:
Н1: уровень признака во 1 группе ниже уровня признака во 2 группе испытуемых;
Н0: Уровень признака в 1 группе не ниже уровня признака во 2 группе испытуемых.
В результате применения критерия были получены эмпирические значения и уровни значимости по каждой диагностической шкале, данные сведены в таблицу 1.
Таблица 1.- Оценка достоверности различий показателей акцентуаций характера между двумя группами испытуемых
статистические показатели акцентуации |
Статистические показатели при применении критерия Манна-Уитни |
||||
år 1 группа |
år 2 группа |
Uэмп |
р-уровень значимости |
Принимаемая гипотеза |
|
Истероидный |
116 |
55 |
10** |
0,007 |
Н1 |
Неустойчивый |
76,5 |
94,5 |
31,5 |
0,427 |
Н0 |
Астеник |
120 |
51 |
6** |
0,002 |
Н1 |
Лабильный |
89 |
82 |
37 |
0,757 |
Н0 |
Циклоидный |
61,5 |
109 |
16,5* |
0,03 |
Н1 |
Примечание: Знаком * отмечены достоверные различия показателей испытуемых:
***- высокий уровень достоверности (р≤0,001);
**- средний уровень достоверности (р≤0,01)
*- низкий уровень достоверности (р≤0,05)
(1 группа - «проблемные»; 2 группа - «не проблемные» младшие подростки)
år 1 группа – сумма рангов первой группы испытуемых;
år 2 группа – сумма рангов второй группы испытуемых;
Uэмп – эмпирическое значение критерия Манна-Уитни.
Сравнивая значения суммы рангов отдельно по каждой группе, выдвигаем экспериментальную гипотезу о значимости различий. В группе с большей суммой рангов исследуемый признак (психологическое свойство) доминирует.
В результате применения критерия U – Манна-Уитни выявлены достоверные различия по трем акцентуациям характера из тринадцати.
Сравнивая две группы испытуемых по типу «Истероидный» получили Uэмп= 10 при уровне значимости р=0,007. Сопоставляя суммы рангов по каждой группе (år 1группа > år 2группа) подтверждаем альтернативную гипотезу о том, что тип акцентуации «Истероидный» в первой группе испытуемых («проблемные») выше (доминирует), чем во второй группе («не проблемные»).
По показателям типа акцентуации характера «Астеник» обнаружены различия, т.к. Uэмп= 6 при уровне значимости р=0,002, следовательно, тип акцентуации «Астеник» в первой группе испытуемых выше, чем во второй группе подростков.
По показателям типа акцентуации характера «Циклоидный» между сопоставляемыми группами получили эмпирическое значение критерия Манна-Уитни Uэмп= 16,5 при уровне значимости р=0,03, следовательно нулевая гипотеза отклоняется. По значениям ранговых сумм сопоставляемых групп мы имеем в данном случае, что år 1группа < år 2группа, принимается гипотеза Н1: Тип акцентуации «Циклоидный» ниже (менее проявляется) в первой группе, чем во второй группе подростков.
По всем остальным типам акцентуаций характера достоверных различий между выборками «проблемных» и «не проблемных» подростков достоверных различий не выявлено, следовательно, принимаем нулевую гипотезу о не значимости различий.
В таблице 2 представлены результаты оценки
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.