Конструирование РЭА. Единая система конструкторской документации (ЕСКД). Системный подход к новым разработкам РЭА. Ограничения при конструировании РЭА

Страницы работы

Содержание работы

Лекция I.

КОНСТРУИРОВАНИЕ   Р  Э  А

ВВЕДЕНИЕ

ПЛАН:

1.  Предмет, цель курса, содержание курса.

2.  Роль конструктора РЭА в современном аппаратостроении.

3.  Основные понятия и определения.

1 . Предметом курса является изучение конструкции РЭА и процессов конструирования  РЭА, т.е. изучение способов и методов конструирования элементов, узлов РЭА и изделий в  целом.

Целью является получение знаний и навыков по конкретному конструированию РЭА. В результате изучения курса будущий специалист должен знания и навыки по конструированию РЭА, необходимые и достаточные для разработки современных образцов РЭА, удовлетворяющим всем современным требованиям к РЭА, как наземной, так и размещаемой на объектах.

Содержание можно разделить на 4 части:

1)  общие основы конструирования РЭА;

2)  конструирование деталей и узлов РЭА;

3)  конструирование изделий РЭА различного назначения;

4)  оценка качества новых разработок.

2.   Когда элементная функциональная база была дискретной и имела значительный объем и вес, конструкторы были оформителями материализованной функциональной схемы. Основной задачей конструирования было получение оптимальной компоновки элементов и узлов устройства или изделия. В конструкциях строго нужно было разделить входные и выходные цепи, соблюсти магнитную и электромагнитную экранировку излучающих элементов РЭА (СВЧ – элементов, дросселей, трансформаторов), а также те элементы РЭА, работа которых сильно искажается различными наводками ( предварительные усилители, каскады гетеродина, контуры генераторов). В старых конструкциях имела большое значение металлизация шасси с соблюдением высокой проводимости РЭА; для обеспечения устойчивой работы РЭА во многих цепях предусматривались развязки.

На первых этапах конструирования РЭА эстетичности отделки уделялось мало внимания.

С развитием научно-технической революции вообще (середина 50-х годов) и переходом  РЭА на п/п элементную базу резко сократились вес, габариты и мощность электропитания радиоустройств. При этом функциональная насыщенность резко возросла.

Функциональная насыщенность РЭА потребовала очень возросших психологических и физиологических затрат труда от обслуживающего персонала (операторы и др.). Именно в это время появилась необходимость исследования воздействия на психику человека, на его усталость элементов красоты в окружающей обстановке, удобного и неутомляющего оператора размещения средств индикации (шкал и т.д.). Результатом этих исследований явились основы 2-х наук: эргономики и промышленной эстетики.

Главным требованием эргономики является совмещение способностей и возможностей человека-оператора с выходными возможностями машины.

Выяснилось, что кроме эргономики на работоспособность и утомляемость человека-оператора очень сильно влияет эмоциональный настой и ощущение красоты окружающей его обстановки.

С середины 50-х годов начало уделяться внимание пром.эстетике в новых разработках. Ощущение красоты рождает хорошее оптимистическое настроение и хороший деловой настрой у операторов, обслуживающих РЭА. Это означает, что операторы меньше утомляются по ходу работы и выполняют более качественно свои функции.

В настоящее время при конструировании РЭА вопросам эргономики и промышленной эстетике уделяется боольшое внимание. РЭА с неудобными органами управления, с неудобным расположением органов индикации и с плохой эстетической отделкой не находят спроса у потребителей. Такая РЭА неконкурентоспособна.

Уже на II-м этапе развития РЭА, т.е. при массовом внедрении п/п техники, схемная сложность РТС очень возросла. Например, в старой РЭА, на дискретных элементах, когда активными элементами были лампы, а пассивные имели большие габариты и вес, схемная сложность радиоустройств по количеству элементов не выходила за несколько сотен. В старых передатчиках и приемниках насчитывалось элементов 200-300 штук. При переходе на п/п элементную базу и на миниатюрные пассивные элементы схемная сложность  РТС и РТ комплексов (в комплекс входят несколько сложных систем и они решают одну задачу) увеличилась на три порядка, т.е. с 1000 раз (например, ЭВМ средней сложности имеет 200-600 тыс. элементов).

Резкое усложнение РЭА потребовало от конструкторов хороших знаний по радиотехнике и радиосистемам. Сложность РЭА возросла настолько, что малознающий инженер не мог внести большой вклад в разработку РЭА с нужными качествами.

В это время пришлось уделять внимание требованиям надежности, так как сложные системы давали отказы. Задачи, решаемые РЭА или РТС в настоящее время стали или очень дорогими, или ответственными. Чтобы вновь создаваемая РЭА выполняла свои функции качественно и надежно, конструкторы были вынуждены изучать эргономику, промышленную эстетику и вопросы надежности, работоспособности, ремонтопригодности.

На III-м этапе, когда элементной базой стали м/с, конструировать радиоустройства не зная основы радиотехнических систем, радиотехники, радиоэлектроники стало просто невозможно, будучи оформителем.

Похожие материалы

Информация о работе