В настоящее время превалирует убеждение, что фундаментальные исследования уже не являются этически нейтральными. Башни из слоновой кости больше не существует. Ученые, работающие в сфере фундаментальных исследований, должны нести бремя социальной ответственности наряду с прикладниками и технологами. В качестве важнейшего аргумента в пользу такой точки зрения выдвигается якобы существующий факт сокращения временного интервала между открытием и его технологическими приложениями. Такое сокращение, если оно действительно имеет место, означает, что ученые-фундаментальщики уже не могут ссылаться на то, что они не знают, как будут использованы их открытия: новые технологические приложения уже на пороге, и их характер очевиден. Решай, что делать: разрешать эти применения, если они имеют деструктивный характер, или протестовать против этого.
Другим аргументом является возникновение “гибридных” учреждений, где в одной и той же лаборатории осуществляются одновременно и совместно, в работе над одним и тем же проектом, и чистые и прикладные исследования. Здесь, полагают, ученому фундаментальщику так же “не отвертеться” от ответственности, сославшись на то, что он не знает и не может предугадать, как могут быть использованы открытия, сделанные в сфере фундаментальных наук. Ведь приложения осуществляются прямо у него на глазах!
Насколько верны и убедительны эти аргументы, будет проанализировано ниже Пока же констатируем: вопрос о моральной ответственности ученого по-прежнему, как и в добрые старые времена зависит от того, о каких исследованиях ведется речь. И в современную нам эпоху его решение определяется тем, существуют ли все еще различия между чистыми исследованиями и технологическими разработками.
От этого же зависит и решение такой проблемы как
4. Проблема свободы научного творчества
Вопрос о свободе научного творчества, о возможности и необходимости ограничений на эту свободу так же как и только что рассмотренный вопрос о моральной ответственности ученого остро встал во второй половине ХХ в. До уже упоминавшихся трагических событий, связанных со взрывами первых атомных бомб, в глазах общественности ученый рисовался этаким рассеянным профессором, человеком не от мира сего, живущим в сфере своих абстракций и не способным повлиять на ход мировых событий. (Вспомним жюльверновского Паганеля!). После испытания нового оружия, повлекшего за собой массовую гибель людей, в сознании обывателя сложился новый образ ученых: они предстали в виде страшных чудовищ, способных уничтожить человечество. Литературным воплощением этого представления является образ изобретателя “льда- 9” из романа Курта Воннегута “Колыбель для кошки”. Это действительно монстр, занятый исключительно своими формулами и изобретениями, глубоко равнодушный к людям, не замечающий даже собственных детей, и не осознающий, какой опасностью грозит его деятельность человечеству.
Вообще- то равнодушие к житейским проблемам во все времена рассматривалось в качестве характерной черты ученого. Оно считалось следствием его погруженности в мир научных идей. Вспомним андерсоновского Кая в пору его пребывания в ледяных покоях Снежной королевы. Он был настолько поглощен складыванием льдин в головоломки (т.е. решением геометрической задачи), что не только не вспоминал о других людях: он не замечал даже, что сам совершенно замерз. Но в эпоху Андерсена наука казалась по крайней мере безвредной. Равнодушие Кая особенно не вредило никому, кроме его самого и его близких. Кай занимался, если так можно сказать, чистым исследованием. Равнодушие же изобретателя льда-9 другого типа. Оно несет в себе опасность для всего мира, угрожая самому существованию жизни. В связи с этим молчаливо подразумевалось, что “исследования”, которыми занимался Кай (чистые, по своему характеру), не требуют никакого контроля, тогда как разработки, подобные тем, которые вел воннегутовский герой (точнее антигерой), прикладные по своему типу, должны контролироваться и, в случае, если они преследуют те же цели, что и изобретатель льда-9 -быть запрещены.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.