Можно опять-таки возразить, что в сфере чистых исследований также проводятся эксперименты, причем именно такие, в которых объекты или природные процессы подвергаются изменениям. Элементарные частицы расщепляются в ускорителях, химические растворы выпариваются, различные вещества разлагаются на компоненты, ткани растений и животных препарируются и т. д. Это верно. Следует, однако учесть, что все эти радикальные изменения необходимы именно для того, чтобы узнать, как “устроена” природа сама по себе, каким закономерностям она подчиняется. Цель эксперимента в фундаментальных исследованиях совпадает с целью самих фундаментальных исследований - познание природных объектов и процессов - и служит этой цели.
Что касается упоминаемых экспериментов с ДНК - они подчиняются основной цели прикладных или технологических разработок. Т.е. - созданию новых объектов или процессов или модификации и усовершенствованию старых.
И, наконец - появление научных организаций нового типа, тех, которые называют “гибридными”. В них действительно фундаментальные и прикладные исследования “сближаются” во времени и пространстве. Исследователь, занятый в сфере фундаментальных разработок, и ученый-прикладник (также как и инженер-технолог) работают над одним и тем же проектом, в одной и той же лаборатории. Часто один и тот же исследователь может быть задействован одновременно и в тех, и в других разработках. Казалось бы, в таких разработках фундаментальные и прикладные исследования действительно сливаются, и все различия между ними исчезают. Тем не менее, на самом деле ни о каком уничтожении различий речи в данном случае тоже быть не может. Факт пространственного и временного сближения фундаментальных и прикладных исследований в “гибридных” научных организациях имеет значение только для вопроса о моральной или социальной ответственности ученого. Но как бы ни сближались эти два типа исследований, будучи даже реализуемы в одной и той же голове, они не перестают быть разными по характеру, по своим целям и задачам. И работая над тем или иным “гибридным” проектом, ученый просто осуществляет переход от одного типа научной деятельности к другой.
Еще один аргумент, который, якобы, свидетельствует в пользу мнения о слиянии прикладных и фундаментальных исследований был высказан как-то известным отечественным физиком, акад. А.М. Прохоровым. Ученый напомнил о существовании теоретических фундаментальных знаний, которые используются в процессе усовершенствования приборов и механизмов, задействованных в сфере прикладных и технических разработок. С его точки зрения в такого типа разработках различия между фундаментальными и прикладными исследованиями исчезают. Мне представляется, однако, что упоминаемые А.М. Прохоровым исследования на самом деле являются прикладными: ведь они направлены на изменение вещей и процессов с целью их усовершенствования. Их цель отлична от той, которая характеризует фундаментальную науку. Несомненно, что в этих исследованиях присутствует и фундаментальные знания. На них опираются ученые в своих прикладных разработках, связанных с усовершенствованием приборов или механизмов. Но присутствие такой компоненты отнюдь не делает их фундаментальными. Разве кто-либо отрицает, что прикладные разработки содержат в себе теоретический компонент? Напротив, они могут быть по своему характеру в высокой степени теоретическими (и в современной науке они и являются таковыми), и тем не менее оставаться прикладными. Характер научной деятельности, так же как и ее. мотивы ( вспомним уже упоминавшуюся любознательность) для чистых и прикладных разработок чаще всего являются одними и теми же. Не этим различаются эти два лика науки. Единственное, что их различает - это преследуемые ими цели.
Так что нет никаких оснований утверждать, что в современную нам эпоху различия между фундаментальными и прикладными исследованиями исчезли. И в новых условиях, несмотря на действительно изменившийся облик науки, мы можем с уверенностью говорить о существовании двух типов научного исследования, различающихся по своим целям и векторам направленности.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.