на тему: Проектирование коническо-цилиндрического редуктора.
Автор проекта Сопот Д.А.
Специальность (направление) 551300, Электропривод и автоматизация.
Группа ЭМ-44
Руководитель проекта Ванаг Ю.В.
Проект защищен Оценка
Техническое задание Ведение |
1 2 |
|
1. Обоснование выбора электродвигателя |
2 |
|
2.Расчёт зубчатых передач. |
5 |
|
2.1Выборматериала для зубчатых колес |
5 |
|
2.2 Расчет допускаемых контактных напряжений |
5 |
|
2.3Расчет допускаемых напряжений изгиба. |
7 |
|
2.4 Расчет допускаемых напряжений при перегрузках |
7 |
|
2.5 Определение размеров зубчатых колёс |
8 |
|
2.6 Определение ориентировочных размеров редуктора. |
9 |
|
2.6.1 Уточнение параметров цилиндрической зубчатой передачи. |
10 |
|
2.6.2 Уточнение параметров конической зубчатой передачи. |
11 |
|
2.7 Проверка напряжений в зубьях зубчатых передач. |
12 |
|
2.7.1 Определение рабочих контактных напряжений. |
12 |
|
2.7.2 Определение рабочих напряжений изгиба. |
14 |
|
2.7.3 Проверка напряжений при перегрузках. |
16 |
|
3. Эскизная компоновка редуктора. |
16 |
|
4.Подбор подшипников. |
18 |
|
4.1 Расчёт сил, действующих в зацеплении |
20 |
|
4.2 Построение расчётных схем валов. |
21 |
|
4.3. Подбор подшипников. |
22 |
|
4.4. Выбор посадок колец подшипников. |
23 |
|
5.Выбор посадок. Расчёт одной посадки. |
23 |
|
6.Смазывание и уплотнение.
|
25 25 27 |
1. Техническое задание №10
На проектирование ленточного транспортера.
Вариант №2.
Исходные данные |
Разм. |
|
F |
кН |
17.5 |
w |
1/с |
21 |
H |
Тыс.ч |
12 |
V |
м/с |
3 |
1-Электродвигатель
2- Муфта
3-Редуктор
4- Две рабочие машины
Зацепление:
К - косозубое
Ш - шевронное
1.Обоснование выбора электродвигателя
Рассчитаем КПД редуктора:
Где , , ,
Мощность электродвигателя: т.к две рабочие машины, то домножаем на 2
=31,79кВт |
принимаем 32кВт
Общее передаточное число редуктора:
Где дано по условию, а - стандартная частота, которая равна следующим значениям: 304.7, 150.8, 101.0, 75.9 рад/с.
Таким образом:
В соответствии с условием выбираем в качестве подходящих ,
Передаточное отношение быстроходной ступени:
Округляем полученные значения в соответствии с ГОСТом:
Ub1=4.6
Ub2=3.3
Находим передаточное число тихоходной ступени:
Округляем полученные значения в соответствии с ГОСТом:
Находим крутящий момент на выходном валу:
Крутящий момент на промежуточном валу:
(w=304.7рад/с)
(w=150.8рад/с)
Крутящий момент на первом валу:
(w=304.7рад/с)
(w=150,8рад/с)
Полученные данные заносим в таблицу:
Название параметра |
Значение параметра |
||
Частота вращения двигателя, |
304.7 |
150.8 |
|
Передаточные числа |
Редуктора Uр |
14,5 |
7,2 |
Быстроходной ступени Uб |
4.6 |
3.3 |
|
Тихоходной ступени Uт |
3,2 |
2,3 |
|
Крутящие моменты на валах редуктора |
Быстроходного Т1 |
50,3 |
102,9 |
Промежуточного Т2 |
218 |
312 |
|
Тихоходного Т3 |
666 |
666 |
Определим предварительные размеры редуктора:
(w=304.7рад/с)
= (w=150,8рад/с)
Таким образом, подставляя полученные ранее значения, получаем:
Приближённо определяем массу G:
, если
Прибавляем к полученной массе массу двигателя:
Таким образом, выбираем те параметры редуктора, которые соответствуют наименьшей суммарной массе редуктора и двигателя, т.е.:
2.Расчёт зубчатых передач.
2.1. Выбор материала для зубчатых колес
Так как в техническом задании нет особых требований к габаритам передачи, но, желая получить сравнительно небольшие габариты и невысокую стоимость редуктора, выбираем для изготовления колес материал со средними механическими характеристиками.
Быстроходная ступень - сталь 40ХН:
для шестерни термообработка – нормализация, твердость НВш = 250, для колеса термообработка – нормализация, твердость НВк = 220
Тихоходная ступень - сталь 40ХН:
для шестерни термообработка – нормализация, твердость НВш = 250, для колеса термообработка – нормализация, твердость НВк = 220.
2.2. Расчет допускаемых контактных напряжений [sH]
Допускаемые контактные напряжения определим по формуле:
, где SH - коэффициент безопасности (при поверхностноупрочнённых зубьев SH =1,2);
sНlimb - предел контактной выносливости, соответствующий базовому числу циклов (при НВ £ 350 sНlimb = 2HBш + 70);
- коэффициент долговечности, учитывающий влияние срока службы и режима нагрузки передачи. Принимаем его равным 1.
Произведение по ГОСТу для колёс с d<1000мм. принимаем равным 0.9.
Быстроходная ступень:
Рассчитаем предел усталостной прочности:
σHlimb(ш) = 2·НВш + 70 = 2·250 + 70 = 570 МПа;
σHlimb(к) = 2·НВк + 70 = 2·220 + 70 = 510 МПа;
Для не прямозубых передач за допускаемое контактное напряжение рекомендуют принимать условное допускаемое контактное напряжение, определяемое по формуле:
Тихоходная ступень:
Так как для тихоходной ступени были выбраны такие же материалы, как и для быстроходной, то допускаемые контактные напряжения принимают те же значения.
2.3. Расчет допускаемых напряжений изгиба.
где - предел выносливости при изгибе (при улучшении ),
YR – коэффициент, учитывающий шероховатость поверхности выкружки в основании зуба(при улучшении YR = 1),
KFC – коэффициент, учитывающий характер приложения нагрузки (если передача нереверсивная KFС = 1),
– коэффициент долговечности. Если рассчитанное значение < 1, то принимается равным единице (КFL=1).
-коэффициент, учитывающий механическое упрочнение(=1.3)
- коэффициент, учитывающий масштабный фактор(=1)
SF – коэффициент безопасности (SF =2.275).
Быстроходная ступень:
Предел выносливости зубьев при изгибе:
sFlim(ш) = 1,8·НВш = 1,8·250 = 450 Мпа;
sFlim(к) = 1,8·НВк = 1,8·220 = 396 МПа
Тихоходная ступень:
Так как для тихоходной ступени были выбраны такие же материалы, как и для быстроходной, то допускаемые напряжения изгиба принимают те же значения.
1.4. Расчет допускаемых напряжений при перегрузках
Допускаемые напряжения при перегрузках и ограниченном числе нагру-жений определяются по формулам:
,
- предел текучести(700)
2.5 Определение размеров зубчатых колёс.
Размеры шестерней быстроходной и тихоходной ступеней:
Диаметр шестерни быстроходной ступени:
Где - коэффициент нагрузки(1.4)
- Коэффициент ширины зубчатого венца конической передачи
- Коэффициент, учитывающий угол наклона зуба
мм
Диаметр шестерни тихоходной ступени:
Где - коэффициент нагрузки(1.3)
Диаметр колеса тихоходной ступени:
Диаметр колеса быстроходной ступени:
2.6. Определение ориентировочных размеров редуктора.
Рассчитаем ширину колёс:
Ширина венца зубчатого колеса:
Ширина шестерни:
Внешнее конусное расстояние конической передачи:
мм
Ширина венца конического колеса:
мм
Углы делительных конусов:
Диаметры валов редуктора:
Где - пониженное допускаемое касательное напряжение для материала вала(20…45МПа)
Согласуем этот диаметр с диаметром вала двигателя и принимаем его равным 30 мм.
2.6.1 Уточнение параметров цилиндрической зубчатой передачи.
Определяем межцентровое расстояние:
Модуль зацепления:
Согласуем полученное значение с ГОСТом:
Суммарное число зубьев шестерни и колеса:
Где - угол наклона зуба(30°)
Число зубьев шестерни:
Число зубьев колеса:
Уточняем передаточное число:
Уточняем угол наклона зуба:
Степень точности изготовления зубчатых колёс по окружной скорости:
После выбора значения модуля, зная число зубьев, можно уточнить диаметры колёс по формулам:
2.6.2 Уточнение параметров конической зубчатой передачи.
Принимаем число зубьев шестерни:
Определяем число зубьев колеса:
Модуль зацепления:
Согласуем полученное значение с ГОСТом:
Уточняем размеры зубчатых колёс:
Внешнее конусное расстояние:
Нормальный модуль зацепления:
Среднее конусное расстояние:
Назначаем степень точности по окружной скорости:
2.7 Проверка напряжений в зубьях зубчатых передач.
2.7.1 Определение рабочих контактных напряжений.
Быстроходная ступень:
Где KS=25400
- уточнённое значение коэффициента нагрузки
Где - степень точности(8)
Условие прочности выполняется, недогрузка 17%
Тихоходная ступень:
Где KS=16300
=1
Перегрузка 5% , условие прочности выполняется.
2.7.2 Определение рабочих напряжений изгиба.
Быстроходная ступень:
Шестерня:
Где =1500
- коэффициент формы зуба
- приведённое число зубьев
Условие прочности для шестерни выполняется
Колесо:
Условие прочности для колеса выполняется.
Тихоходная ступень:
Шестерня:
Где - коэффициент формы зуба
Условие прочности для шестерни выполняется.
Колесо:
Условие прочности для колеса выполняется.
2.7.3 Проверка напряжений при перегрузках.
Контактные напряжения при перегрузках:
Где
Быстроходная ступень:
Тихоходная ступень:
Напряжения изгиба при перегрузках:
Быстроходная ступень:
Для шестерни:
Для колеса:
Тихоходная ступень:
Для шестерни:
Для колеса:
3. Эскизная компоновка редуктора.
Для того, чтобы выполнить эскизную компоновку редуктора, необходимо рассчитать некоторые размеры:
- толщина стенки корпуса, где максимальный крутящий момент.
Между вращающимися деталями предусматриваем следующие зазоры:
- между торцами зубчатых колёс
- между торцом колеса и внутренними деталями корпуса.
- между вершинами зубьев колеса и корпусом.
По этим данным выполняем эскизную компоновку:
4. Подбор подшипников.
4.1 Расчёт сил, действующих в зацеплении
Быстроходная ступень:
- окружная сила.
- осевая сила
Где - угол зацепления, - угол наклона зуба.
- радиальная сила.
Тихоходная ступень:
- окружная сила
- радиальная сила
4.2 Построение расчётных схем валов.
Предварительно выбираем шариковые радиальные однорядные подшипники лёгкой серии по ГОСТ 8338-75. Обозначение подшипника 209.
Величина консольной нагрузки:
Окружная сила действует в плоскости XOZ:
Проверка:
В плоскости YOZ действует радиальная и осевая силы:
Проверка:
В плоскости действия консольной нагрузки:
Проверка:
4.3. Подбор подшипников.
Оцениваем суммарные реакции в опорах:
Согласно схеме нагружения вала осевую нагрузку воспринимает пятая
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.