3.Расчёт редуктора.
3.1 Выбор допускаемых напряжений.
Определение крутящего момента на (ведомом) валу:
Ориентировочно выбираем КПД: - цилиндрические косозубые передачи;
- конические прямозубые.
=16; По ГОСТ 2185-66 выбираем:
, где 0,99 – КПД одной пары подшипников; 0,99 – КПД муфты
Определение крутящего момента на валу:
Определение крутящего момента на валу:
Тогда передаточное число редуктора
Отклонение от заданного передаточного числа
, что не превышает допустимых 5%, результат приемлем.
3.2. Расчет конической передачи
Исходные данные:
передаточное число u=3,55;
крутящие моменты: Т1=250 Нм – на ведущем валу редуктора;
Т2=840 Нм – на ведомом валу редуктора.
Допускаемые контактные напряжения для прямозубых колёс определяют раздельно для шестерни и колеса .Принимаем для шестерни сталь 45, термическая обработка улучшение. Твердость HB 230, для колеса та же марка стали, но твердость на 30 единиц ниже – HB200.
где -- предел контактной выносливости поверхностных слоёв зубьев, соответствующий базе испытаний; - абсцисса точки перелома кривой усталости, которую выбирают в зависимости от твёрдости; - коэффициент долговечности, учитывающий влияние срока службы и режима нагрузки передачи (, т.к. - суммарное число циклов нагружений больше ).
, откуда
=1,1 – коэффициент безопасности для объёмноупрочненных зубьев; - коэффициент, учитывающий шероховатость сопряжённых поверхностей зубьев, выбираемый от 0,9 до 1,0 (меньшие значения для , а большие – для - коэффициент, учитывающий окружную скорость; - коэффициент, учитывающий влияние смазывания; - коэффициент, учитывающий размер зубчатого колеса.
ГОСТ рекомендует для колёс с принимать
За расчетное допускаемое контактное напряжение для прямозубых колес принимаем меньшее:
МПа, [1, c35]
Принимаем ориентировочное значение коэффициента, учитывающего неравномерность распределения нагрузки по ширине венца 1,3, при консольном расположении колес относительно опор [1, c 32].
Принимаем коэффициент ширины венца по внешнему конусному расстоянию (рекомендации ГОСТ 12289 – 76):
ψbRe=0,285
Определим внешний делительный диаметр колеса:
[1, c 49], где
Кd= 99 для прямозубых колес.
мм, принимаем по ГОСТ 12289 – 76 ближайшее значение de2=450 мм.
Примем число зубьев шестерни z1=28
Тогда число зубьев колеса z2=100
Внешний окружной модуль:
мм.
Углы делительных конусов:
Внешнее конусное расстояние:
мм.
Длина зуба:
мм, принимаем b=68 мм.
Внешний делительный диаметр шестерни:
мм
Средний делительный диаметр шестерни:
мм
Внешние диаметры шестерни и колеса:
мм;
мм.
Средний окружной модуль:
мм.
Определяем коэффициент ширины шестерни по среднему диаметру:
Окружная скорость колес
м/с.
Принимаем 8ую степень точности передачи.
Определяем коэффициент нагрузки
KH=KHβ·KHα·KHυ, где коэффициенты:
- KHβ= 1,24 [1, c39];
- KHα=1 [1, c39];
- KHυ= 1,05 [1, c40];
Таким образом KH=
Проверка контактных напряжений:
<МПа на 0,7 %, при допускаемой недогрузке в 15%, условие прочности выполнено.
Силы, действующие в зацеплении:
окружная:
Н;
радиальная для шестерни, равная осевой для колеса:
Н;
осевая для шестерни, равная радиальной для колеса:
Н.
Проверяем зубья на выносливость по напряжениям изгиба [1, c50]:
, где
KF – коэффициент нагрузки;
YF – коэффициент формы зуба, зависящий от эквивалентного числа зубьев;
, где
KFβ=1,4 [1, c43];
KFυ=1,25 [1, c43];
Эквивалентные числа зубьев:
;
;
В соответствии с этими значениями YF1 =3,8; YF2=3,6; [1, c42]
Допускаемые напряжения изгиба () при расчёте на выносливость зубьев определяют раздельно для шестерни и колеса по формуле:
где - предел выносливости зубьев при изгибе, соответствующий базе испытаний , - коэффициент долговечности, учитывающий влияние срока службы и режима нагрузки передачи, т.к. - суммарное число циклов нагружений больше ; - коэффициент безопасности; выбирают в зависимости от вероятности безотказной работы, для сталей при вероятности не разрушения 98%; , т.к. в нашем случае заготовка не литая; , считая, что редуктор не работает в условиях коррозии и высоких температур; при односторонней нагрузке – коэффициент, учитывающий влияние двустороннего приложения нагрузки; - коэффициент, учитывающий шероховатость поверхности выкружки в основании зуба; - коэффициент, учитывающий механическое упрочнение (обдувка дробью или обкатка роликами); - коэффициент, учитывающий масштабный фактор (выбираем по рекомендациям работы (1, с.289).
Чтобы провести для колеса или шестерни проверочный расчет, найдем
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.