3.Расчёт редуктора.
3.1 Выбор допускаемых напряжений.
Определение крутящего момента на
(ведомом)
валу: 
![]()
Ориентировочно выбираем КПД:
- цилиндрические косозубые передачи;
- конические прямозубые.
=16;
По ГОСТ 2185-66 выбираем:
![]()
, где
0,99 – КПД одной пары подшипников;
0,99 – КПД муфты
![]()
Определение крутящего момента
на
валу:

Определение крутящего
момента на
валу:
Тогда передаточное число редуктора
![]()
Отклонение от заданного передаточного числа
, что не превышает допустимых 5%,
результат приемлем.
3.2. Расчет конической передачи
Исходные данные:
передаточное число u=3,55;
крутящие моменты: Т1=250 Нм – на ведущем валу редуктора;
Т2=840 Нм – на ведомом валу редуктора.
Допускаемые контактные
напряжения
для прямозубых колёс
определяют раздельно для шестерни
и колеса
.Принимаем для шестерни
сталь 45, термическая обработка улучшение. Твердость HB 230, для
колеса та же марка стали, но твердость на 30 единиц ниже – HB200.
где
-- предел контактной выносливости
поверхностных слоёв зубьев, соответствующий базе испытаний;
- абсцисса точки перелома кривой
усталости, которую выбирают в зависимости от твёрдости;
-
коэффициент долговечности, учитывающий влияние срока службы и режима нагрузки
передачи (
, т.к.
-
суммарное число циклов нагружений больше
).
,
откуда ![]()
=1,1
– коэффициент безопасности для объёмноупрочненных зубьев;
- коэффициент, учитывающий шероховатость
сопряжённых поверхностей зубьев, выбираемый от 0,9 до 1,0 (меньшие значения для
, а большие – для
- коэффициент, учитывающий окружную
скорость;
- коэффициент, учитывающий влияние
смазывания;
- коэффициент, учитывающий размер зубчатого
колеса.
ГОСТ рекомендует для колёс с
принимать ![]()

![]()

За расчетное допускаемое контактное напряжение для прямозубых колес принимаем меньшее:
МПа, [1, c35]
Принимаем ориентировочное значение коэффициента, учитывающего неравномерность
распределения нагрузки по ширине венца
1,3, при консольном расположении колес относительно опор [1, c 32].
Принимаем коэффициент ширины венца по внешнему конусному расстоянию (рекомендации ГОСТ 12289 – 76):
ψbRe=0,285
Определим внешний делительный диаметр колеса:
![]()
[1, c 49], где
Кd= 99 для прямозубых колес.
мм, принимаем по ГОСТ 12289 – 76 ближайшее значение de2=450 мм.
Примем число зубьев шестерни z1=28
Тогда число зубьев колеса z2=100
Внешний окружной модуль:
мм.
Углы делительных конусов:

![]()
Внешнее конусное расстояние:
мм.
Длина зуба:
мм, принимаем b=68
мм.
Внешний делительный диаметр шестерни:
мм
Средний делительный диаметр шестерни:
мм
Внешние диаметры шестерни и колеса:
мм;
мм.
Средний окружной модуль:
мм.
Определяем коэффициент ширины шестерни по среднему диаметру:

Окружная скорость колес
м/с.
Принимаем 8ую степень точности передачи.
Определяем коэффициент нагрузки
KH=KHβ·KHα·KHυ, где коэффициенты:
- KHβ= 1,24 [1, c39];
- KHα=1 [1, c39];
- KHυ= 1,05 [1, c40];
Таким образом KH=![]()
Проверка контактных напряжений:

<
МПа на 0,7 %, при допускаемой недогрузке в 15%,
условие прочности выполнено.
Силы, действующие в зацеплении:
окружная:
Н;
радиальная для шестерни, равная осевой для колеса:
Н;
осевая для шестерни, равная радиальной для колеса:
Н.
Проверяем зубья на выносливость по напряжениям изгиба [1, c50]:
, где
KF – коэффициент нагрузки;
YF – коэффициент формы зуба, зависящий от эквивалентного числа зубьев;
, где
KFβ=1,4 [1, c43];
KFυ=1,25 [1, c43];
![]()
Эквивалентные числа зубьев:
;
;
В соответствии с этими значениями YF1 =3,8; YF2=3,6; [1, c42]
Допускаемые напряжения изгиба
(
) при
расчёте на выносливость зубьев определяют раздельно для шестерни
и колеса
по
формуле:
где
- предел выносливости зубьев при изгибе,
соответствующий базе испытаний
,
- коэффициент долговечности, учитывающий
влияние срока службы и режима нагрузки передачи,
т.к.
- суммарное число циклов нагружений больше
;
-
коэффициент безопасности;
выбирают в зависимости
от вероятности безотказной работы,
для сталей
при вероятности не разрушения 98%;
, т.к. в нашем случае заготовка не литая;
, считая, что редуктор не работает в
условиях коррозии и высоких температур;
при
односторонней нагрузке – коэффициент, учитывающий влияние двустороннего
приложения нагрузки;
- коэффициент, учитывающий
шероховатость поверхности выкружки в основании зуба;
-
коэффициент, учитывающий механическое упрочнение (обдувка дробью или обкатка роликами);
- коэффициент, учитывающий масштабный
фактор (выбираем по рекомендациям работы (1, с.289).

![]()

Чтобы провести для колеса или шестерни проверочный расчет, найдем
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.