![]() |

на тему: Проектирование коническо-цилиндрического редуктора.
Автор проекта Сопот Д.А.
Специальность (направление) 551300, Электропривод и автоматизация.
Группа ЭМ-44
Руководитель проекта Ванаг Ю.В.
Проект защищен Оценка
|
Техническое задание Ведение |
1 2 |
|
|
1. Обоснование выбора электродвигателя |
2 |
|
|
2.Расчёт зубчатых передач. |
5 |
|
|
2.1Выборматериала для зубчатых колес |
5 |
|
|
2.2 Расчет допускаемых контактных напряжений |
5 |
|
|
2.3Расчет допускаемых напряжений изгиба. |
7 |
|
|
2.4 Расчет допускаемых напряжений при перегрузках |
7 |
|
|
2.5 Определение размеров зубчатых колёс |
8 |
|
|
2.6 Определение ориентировочных размеров редуктора. |
9 |
|
|
2.6.1 Уточнение параметров цилиндрической зубчатой передачи. |
10 |
|
|
2.6.2 Уточнение параметров конической зубчатой передачи. |
11 |
|
|
2.7 Проверка напряжений в зубьях зубчатых передач. |
12 |
|
|
2.7.1 Определение рабочих контактных напряжений. |
12 |
|
|
2.7.2 Определение рабочих напряжений изгиба. |
14 |
|
|
2.7.3 Проверка напряжений при перегрузках. |
16 |
|
|
3. Эскизная компоновка редуктора. |
16 |
|
|
4.Подбор подшипников. |
18 |
|
|
4.1 Расчёт сил, действующих в зацеплении |
20 |
|
|
4.2 Построение расчётных схем валов. |
21 |
|
|
4.3. Подбор подшипников. |
22 |
|
|
4.4. Выбор посадок колец подшипников. |
23 |
|
|
5.Выбор посадок. Расчёт одной посадки. |
23 |
|
|
6.Смазывание и уплотнение.
|
25 25 27 |
1. Техническое задание №10
На проектирование ленточного транспортера.
Вариант №2.
Исходные данные |
Разм. |
|
|
F |
кН |
17.5 |
|
w |
1/с |
21 |
|
H |
Тыс.ч |
12 |
|
V |
м/с |
3 |

1-Электродвигатель
2- Муфта
3-Редуктор
4- Две рабочие машины
Зацепление:
К - косозубое
Ш - шевронное
1.Обоснование выбора электродвигателя
Рассчитаем КПД редуктора:
![]()
Где
,
,
, ![]()
![]()
Мощность электродвигателя: т.к две рабочие машины, то домножаем на 2
|
|
|
|
|
=31,79кВт |
принимаем 32кВт
Общее передаточное число редуктора:
Где
дано
по условию, а
- стандартная частота, которая
равна следующим значениям: 304.7, 150.8, 101.0, 75.9 рад/с.
Таким образом:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В соответствии с условием
выбираем в качестве подходящих
, ![]()
Передаточное отношение быстроходной ступени:
![]()
|
|
|
|
|
|
|
|
Округляем полученные значения в соответствии с ГОСТом:
Ub1=4.6
Ub2=3.3
Находим передаточное число тихоходной ступени:



Округляем полученные значения в соответствии с ГОСТом:
![]()
![]()
Находим крутящий момент на выходном валу:

Крутящий момент на промежуточном валу:
![]()
(w=304.7рад/с)
(w=150.8рад/с)
Крутящий момент на первом валу:
![]()
(w=304.7рад/с)
(w=150,8рад/с)
Полученные данные заносим в таблицу:
|
Название параметра |
Значение параметра |
||
|
Частота вращения двигателя,
|
304.7 |
150.8 |
|
|
Передаточные числа |
Редуктора Uр |
14,5 |
7,2 |
|
Быстроходной ступени Uб |
4.6 |
3.3 |
|
|
Тихоходной ступени Uт |
3,2 |
2,3 |
|
|
Крутящие моменты на валах редуктора |
Быстроходного Т1 |
50,3 |
102,9 |
|
Промежуточного Т2 |
218 |
312 |
|
|
Тихоходного Т3 |
666 |
666 |
|
Определим предварительные размеры редуктора:
![]()
(w=304.7рад/с)
=
(w=150,8рад/с)
Таким образом, подставляя полученные ранее значения, получаем:
![]()
Приближённо определяем массу G:
, если ![]()



Прибавляем к полученной массе массу двигателя:
![]()
![]()
![]()
Таким образом, выбираем те параметры редуктора, которые соответствуют наименьшей суммарной массе редуктора и двигателя, т.е.:

2.Расчёт зубчатых передач.
2.1. Выбор материала для зубчатых колес
Так как в техническом задании нет особых требований к габаритам передачи, но, желая получить сравнительно небольшие габариты и невысокую стоимость редуктора, выбираем для изготовления колес материал со средними механическими характеристиками.
Быстроходная ступень - сталь 40ХН:
для шестерни термообработка – нормализация, твердость НВш = 250, для колеса термообработка – нормализация, твердость НВк = 220
Тихоходная ступень - сталь 40ХН:
для шестерни термообработка – нормализация, твердость НВш = 250, для колеса термообработка – нормализация, твердость НВк = 220.
2.2. Расчет допускаемых контактных напряжений [sH]
Допускаемые контактные напряжения определим по формуле:
, где SH - коэффициент безопасности (при
поверхностноупрочнённых зубьев SH =1,2);
sНlimb - предел контактной выносливости, соответствующий базовому числу циклов (при НВ £ 350 sНlimb = 2HBш + 70);
-
коэффициент долговечности, учитывающий влияние срока службы и режима нагрузки
передачи. Принимаем его равным 1.
Произведение
по ГОСТу
для колёс с d<1000мм. принимаем равным 0.9.
Быстроходная ступень:
Рассчитаем предел усталостной прочности:
σHlimb(ш) = 2·НВш + 70 = 2·250 + 70 = 570 МПа;
σHlimb(к) = 2·НВк + 70 = 2·220 + 70 = 510 МПа;


Для не прямозубых передач за допускаемое контактное напряжение рекомендуют принимать условное допускаемое контактное напряжение, определяемое по формуле:

Тихоходная ступень:
Так как для тихоходной ступени были выбраны такие же материалы, как и для быстроходной, то допускаемые контактные напряжения принимают те же значения.
2.3. Расчет допускаемых напряжений изгиба.

где
- предел выносливости при изгибе
(при улучшении
),
YR – коэффициент, учитывающий шероховатость поверхности выкружки в основании зуба(при улучшении YR = 1),
KFC – коэффициент, учитывающий характер приложения нагрузки (если передача нереверсивная KFС = 1),
– коэффициент долговечности. Если рассчитанное значение < 1, то принимается равным единице (КFL=1).
-коэффициент, учитывающий механическое
упрочнение(
=1.3)
- коэффициент, учитывающий масштабный
фактор(
=1)
SF – коэффициент безопасности (SF =2.275).
Быстроходная ступень:
Предел выносливости зубьев при изгибе:
sFlim(ш) = 1,8·НВш = 1,8·250 = 450 Мпа;
sFlim(к) = 1,8·НВк = 1,8·220 = 396 МПа


Тихоходная ступень:
Так как для тихоходной ступени были выбраны такие же материалы, как и для быстроходной, то допускаемые напряжения изгиба принимают те же значения.
1.4. Расчет допускаемых напряжений при перегрузках
Допускаемые напряжения при перегрузках и ограниченном числе нагру-жений определяются по формулам:
,
![]()
- предел
текучести(700)
![]()
![]()
2.5 Определение размеров зубчатых колёс.
Размеры шестерней быстроходной и тихоходной ступеней:
Диаметр шестерни быстроходной ступени:

Где
- коэффициент
нагрузки(1.4)
- Коэффициент
ширины зубчатого венца конической передачи
- Коэффициент,
учитывающий угол наклона зуба
мм
Диаметр шестерни тихоходной ступени:

Где
- коэффициент
нагрузки(1.3)
![]()

Диаметр колеса тихоходной ступени:
![]()
Диаметр колеса быстроходной ступени:
![]()
2.6. Определение ориентировочных размеров редуктора.
Рассчитаем ширину колёс:
Ширина венца зубчатого колеса:
![]()
Ширина шестерни:
![]()
Внешнее конусное расстояние конической передачи:
мм
Ширина венца конического колеса:
мм
Углы делительных конусов:
![]()
![]()
Диаметры валов редуктора:

Где
- пониженное
допускаемое касательное напряжение для материала вала(20…45МПа)

Согласуем этот диаметр с диаметром вала двигателя и принимаем его равным 30 мм.


2.6.1 Уточнение параметров цилиндрической зубчатой передачи.
Определяем межцентровое расстояние:
![]()
Модуль зацепления:
![]()
Согласуем полученное значение с ГОСТом:
![]()
Суммарное число зубьев шестерни и колеса:

Где
- угол
наклона зуба(30°)

Число зубьев шестерни:

Число зубьев колеса:
![]()
Уточняем передаточное число:
![]()
Уточняем угол наклона зуба:

![]()
Степень точности изготовления зубчатых колёс по окружной скорости:

После выбора значения модуля, зная число зубьев, можно уточнить диаметры колёс по формулам:
![]()
![]()
2.6.2 Уточнение параметров конической зубчатой передачи.
Принимаем число зубьев шестерни:
![]()
Определяем число зубьев колеса:
![]()
Модуль зацепления:
![]()
Согласуем полученное значение с ГОСТом:
![]()
Уточняем размеры зубчатых колёс:
![]()
![]()
Внешнее конусное расстояние:

Нормальный модуль зацепления:

Среднее конусное расстояние:

Назначаем степень точности по окружной скорости:
![]()
2.7 Проверка напряжений в зубьях зубчатых передач.
2.7.1 Определение рабочих контактных напряжений.
Быстроходная ступень:

Где KS=25400
- уточнённое
значение коэффициента нагрузки
![]()
Где
- степень
точности(8)


![]()

Условие прочности выполняется, недогрузка 17%
Тихоходная ступень:

Где KS=16300
=1

![]()
![]()

Перегрузка 5% , условие прочности выполняется.
2.7.2 Определение рабочих напряжений изгиба.
Быстроходная ступень:
Шестерня:

Где
=1500
- коэффициент
формы зуба
- приведённое
число зубьев
![]()
![]()
![]()
![]()


Условие прочности для шестерни выполняется
Колесо:

![]()
![]()

Условие прочности для колеса выполняется.
Тихоходная ступень:
Шестерня:

Где
- коэффициент
формы зуба
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()

![]()

Условие прочности для шестерни выполняется.
Колесо:

![]()
![]()

Условие прочности для колеса выполняется.
2.7.3 Проверка напряжений при перегрузках.
Контактные напряжения при перегрузках:

Где 
Быстроходная ступень:
![]()
Тихоходная ступень:
![]()
Напряжения изгиба при перегрузках:

Быстроходная ступень:
Для шестерни:
![]()
Для колеса:
![]()
Тихоходная ступень:
Для шестерни:
![]()
Для колеса:
![]()
3. Эскизная компоновка редуктора.
Для того, чтобы выполнить эскизную компоновку редуктора, необходимо рассчитать некоторые размеры:
-
толщина стенки корпуса, где
максимальный крутящий момент.
![]()
Между вращающимися деталями предусматриваем следующие зазоры:
- между
торцами зубчатых колёс
- между
торцом колеса и внутренними деталями корпуса.
- между
вершинами зубьев колеса и корпусом.
По этим данным выполняем эскизную компоновку:

4. Подбор подшипников.
4.1 Расчёт сил, действующих в зацеплении
Быстроходная ступень:
-
окружная сила.
-
осевая сила
Где
-
угол зацепления,
- угол наклона зуба.
- радиальная
сила.
![]()
![]()
Тихоходная ступень:
- окружная
сила
-
радиальная сила

4.2 Построение расчётных схем валов.
Предварительно выбираем шариковые радиальные однорядные подшипники лёгкой серии по ГОСТ 8338-75. Обозначение подшипника 209.
Величина консольной нагрузки:
![]()
Окружная сила действует в
плоскости XOZ: 



Проверка: ![]()
В плоскости YOZ действует
радиальная и осевая силы: 



Проверка: ![]()
В плоскости действия
консольной нагрузки:

Проверка: ![]()
4.3. Подбор подшипников.
Оцениваем суммарные реакции в опорах:

Согласно схеме нагружения вала осевую нагрузку воспринимает пятая
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.