1. Принципы работы машин постоянного тока. Особенности их конструкции.
Электрическая машина постоянного тока состоит из двух основных частей: статора и ротора. В машинах постоянного тока ротор включает в себя якорь (обмотку с сердечником) и коллектор для выпрямления тока.
Конструкция машины постоянного тока представлена на рисунке ниже.
Электромагнитная схема двухполюсной машины постоянного тока (а) и эквивалентная схема ее обмотки якоря (б)
Основные элементы конструкции машины постоянного тока:
1 — обмотка возбуждения 2 — главные полюсы
3 — якорь 4 — обмотка якоря
5 — щетки 6 — корпус (станина)
Принцип действия.
Машина постоянного тока имеет обмотку возбуждения, расположенную на явно выраженных полюсах статора. По этой обмотке проходит постоянный ток Iв , который создает магнитное поле возбуждения Фв . На роторе расположена двухслойная обмотка, в которой при вращении ротора индуцируется ЭДС.
В процессе вращения якоря направление ЭДС, наводимой в обмотках, определяется только тем, под каким полюсом располагается обмотка. Иными словами, направление индуцируемой ЭДС в обмотках якоря неизменно по разные стороны относительно оси симметрии (геометрической нейтрали).
Это свойство позволяет утверждать, что суммарная наводимая ЭДС под одним полюсом является неизменной во времени и по величине (почти неизменна). Эта ЭДС снимается с обмотки якоря с помощью скользящего контакта (щетки), включенного между обмоткой и внешней цепью.
Для обеспечения надежного токосъема щетки скользят не по проводникам обмотки якоря (как это было вначале развития электромашиностроения), а по коллектору, выполняемому в виде цилиндра, который набирается из медных пластин, изолированных одна от другой.
Если машина работает в генераторном режиме, то коллектор вместе со скользящими по его поверхности щетками является выпрямителем. В двигательном режиме, когда к якорю подводится питание от источника постоянного тока и он преобразует электрическую энергию в механическую, коллектор со щетками можно рассматривать как преобразователь частоты, связывающий сеть постоянного тока с обмоткой, по проводникам которой проходит переменный ток.
Таким образом, главной особенностью машины постоянного тока является наличие коллектора и скользящего контакта между обмоткой якоря и внешней электрической цепью.
2. Двигатели постоянного тока независимого возбуждения (ДПТНВ). Особенности конструкции, механические и регулировочные характеристики.
В двигателе с независимым возбуждением, обмотка возбуждения подключается к независимому источнику питания (магнитное поле обмотки возбуждения создается сторонним источником питания).
Достоинства ДПТНВ:
1. Отсутствие самохода (самоторможения двигателя при снятии сигнал управления)
2. Широкий диапазон регулирования частоты вращения
3. Линейности механических и регулировочных характеристик
4. Устойчивость работы во всем диапазоне частот вращения
5. Большой пусковой момент
6. Малая мощность управления
7. Быстродействие
8. Малые габариты и масса
Недостатки ДПТНВ:
1. Наличие скользящего контакта между щетками и коллектором (источник радио помех)
2. Малый срок службы щеточного устройства
Для получения выражения для механической и регулировочной характеристики воспользуемся следующими известными выражениями:
Известно что: Следовательно:
Связь между частотой вращения и ЭДС в обмотке якоря, а также между вращающим моментом и током якоря устанавливается через общий электромеханический коэффициент:
Подставив в уравнение для второго закона Кирхгофа выражения для тока якоря и ЭДС якоря получим:
Отсюда уравнение механической и регулировочной характеристики будет иметь вид:
Вывод: механическая характеристика
(U=const)
имеет линейный вид с отрицательным угловым коэффициентом. Регулировочная
характеристика (M=const)
также имеет линейный вид, только угловой коэффициент наклонная является
положительным.
3. Режимы работы ДПТ. Механические характеристики для различных режимов работы
Выражения для построения механической характеристики ДПТНВ имеет вид:
Построить механическую характеристику можно по двум характерным точкам:
1 – точка идеального холостого хода
Частота идеального холостого хода: (при моменте нагрузки
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.