Становление индустрии Wi-Fi как самостоятельной отрасли, страница 4

Идеальным решением является полный роуминг связи, предоставляемый одним оператором на всей территории горячих зон. Другое следствие фрагментарности зон обслуживания - нестандартные решения для схем тарификации и учета услуг, включая платежные процедуры.

Значение пользовательского опыта

Одна из особенностей сети Wi-Fi для пользователей - это невидимость сети. Некоторые операторы горячих зон применяют специальные разметки (дорожные знаки), указывающие границы зон обслуживания. Другим способом является применение специальных программных средств (типа "sniffer"), сигнализирующих на персональном компьютере уровень радиосигнала и границы "радиовидимости" сети Wi-Fi. Обычно пользователи должны знать сервисный идентификатор SSID (Service Set Identifiers) данной сети Wi-Fi. Пользовательский опыт необходим для быстрой и точной ориентации при выборе ближайшей горячей зоны.

Недостаточная рыночная сфокусированность

Многие операторы HSO решают только определенный и достаточно узкий круг задач. Практика показала, что задачи эксплуатации сети, обслуживания абонентов, предоставления сервисных услуг, маркетинговой работы с пользователями и другие требуют точной фокусировки на определенный сегмент рынка.

Все указанные проблемы решаются в сотрудничестве операторов и администраций горячих зон. Рынок услуг Wi-Fi постепенно, но высокими темпами достигает массового распространения.

Контуры отраслевой структуры индустрии Wi-Fi

В 90-х годах прошлого столетия началось формирование отрасли Интернет-услуг. Провайдеры услуг Интернета определяли пути кооперации с операторами связи, поставщиками услуг передачи данных по магистральным каналам, провайдерами инфраструктурных решений и поставщиками услуг сетевого уровня.

Опыт построения индустрии Интернет-услуг предлагается использовать и при создании отраслевой структуры Wi-Fi. Услуги Wi-Fi, предоставляемые операторами горячих зон, сегментируются на четырех структурных уровнях.

Уровень бренд-сервиса. Ориентирован на маркетинговое восприятие конечными пользователями. Авторитет и высокое рыночное признание известных торговых марок (T-Mobi-Le, AT&T Wireless, IBM, Hewlett-Packard) гарантируют надлежащее восприятие услуг конечными пользователями.

Уровень агрегации услуг. Решение задач интеграции услуг отдельных сетей Wi-Fi: услуг роуминга, аутентификации, общего биллинга и унифицированной тарификации.

Операторы горячих зон HSO. Эксплуатация сетей Wi-Fi и предоставление услуг конечным пользователям.

Уровень горячих зон. Предоставление базовых услуг горячих зон на высоком уровне качества. Обеспечение притока новых абонентов. Поддержание инфраструктуры горячей зоны на высоком уровне, привлекательном как для оператора HSO, так и для конечных пользователей.

Потенциально высокий объем рынка горячих зон и низкая стоимость построения сети Wi-Fi означают, что процесс фрагментации горячих зон будет активно продолжаться. Операторам HSO будут принадлежать лишь малые доли общего рынка горячих зон, возможно, в пределах нескольких процентов.

Для оператора HSO важнейшей становится проблема привлечения потока потенциальных абонентов:

за счет партнерства с сильными бренд-носителями;

путем выполнения функций агрегирования услуг на высоком уровне;

на основе консолидации многих горячих зон в общую "цепь беспроводных услуг".

В отдельных бизнес-ситуациях операторы HSO могут быть заинтересованы в бесплатном предоставлении услуг беспроводного доступа. Сети типа "free net" уже получили определенное развитие в университетских кампусах, муниципальных службах и некоторых правительственных организациях, где большое сообщество пользователей может быть интересно для поставщиков рекламы, спонсоров или определенных социальных программ.

На рынке услуг WLAN США в начале 2003 г. определились основные отраслевые сегменты рынка.Отметим следующие проекты:

Boingo Wireless - агрегатор. Объединяет более 1200 горячих зон (в аэропортах, отелях, кафетериях). Неограниченный доступ: 75 долл/мес.