Становление индустрии Wi-Fi как самостоятельной отрасли, страница 3

Конечные пользователи получают и оплачивают услуги беспроводных сетей на уровне индивидуальных контрактов или других частных схем оплаты. При этом они взаимодействуют с компаниями-брендами. Общая логика партнерских отношений компаний, участвующих в процессах обслуживания клиентов, показана на рис. 2.

Операторы-агрегаторы услуг

Главные задачи агрегирования услуг - это оптовая закупка беспроводных услуг связи в горячих зонах и организация отдельных горячих зон в общую или единую сеть обслуживания пользователей. Понятие "единой сети обслуживания" относится ко всем основным параметрам сервиса: тарифам, ценам, роуминговым услугам, платежным схемам, льготным скидкам и т.п.

На рынке сетей Wi-Fi наиболее полным набором решений агрегирования услуг обладает оператор Boingo Wireless. Анализ бизнес-схем работы этого оператора приведен в статье "Бизнес-модель компании Boingo Wireless" (Мобильный Мир, №4, 2002, с. 52-55).

Провайдеры услуг мобильной связи 2.5G и 3G

Оператор T-Mobile International является транснациональным сотовым оператором, играющим активную роль как GSM-оператор и WLAN-оператор. В конце 2002 г. T-Mobile обслуживал более 82 млн пользователей своих сотовых сетей. В качестве акционера T-Mobile проводит политику развития новых направлений сотового бизнеса, участвуя в бизнесе ряда восточноевропейских операторов: РТС (Польша), МТС (Россия), UMC (Украина), Westel (Венгрия) и др.

Свои стратегические цели T-Mobile определяет в достижении пользовательских эффектов высокого уровня:

универсальный доступ - обеспечение средств связности в любое время и любом месте;

универсальные услуги - обеспечение на одинаковом уровне различных услуг независимо от типа доступа: Интернет, интранет, сети WLAN и др.;

удобство и легкость доступа - обеспечение комфортных условий доступа без обращения к сложным техническим параметрам и настройкам доступа.

Компания T-Mobile осуществляет развитие сетей Wi-Fi в Северной Америке и Европе, используя два рыночных подхода: 1) в США T-Mobile приобрела действующего оператора сетей Wi-Fi - компанию MobileStar, создавшую сеть горячих зон; 2) в Европе T-Mobile осуществляет запуск пилотных сетей, проводя эксперименты с тарифными планами и различными техническими конфигурациями.

Планы развития услуг Wi-Fi оператора T-Mobile:

предложение услуг Wi-Fi на всех рынках, где бренд T-Mobile продвигается для услуг мобильных сетей (Австрия, Чехия, Германия, Нидерланды, Великобритания, США);

внедрение общей платформы сетей WLAN, обеспечивающей единый набор услуг и тарифные схемы для всех клиентов Т-Mobile;

организация роуминга с доверенными партнерами, обеспечивающими расширенное общее покрытие сетей WLAN;

интеграция различных технологий мобильной связи (на первом этапе на базе использования SIM-карт).

Проблемы массового распространения Wi-Fi

В настоящее время США лидирует по масштабам распространения сетей Wi-Fi в домах, офисах, гостиницах, аэропортах и других общественных местах. По разным оценкам, в США в середине 2003 г. насчитывалось около 4 000 коммерческих -орячихзон Wi-Fi.

Потенциальные объемы рынка горячих зон США оцениваются в 2 млн мест:

212 конференц-центров;

3 032 железнодорожные станции;

5 352 аэропорта;

53 500 отелей;

72 720 бизнес-центров;

202 600 автозаправочных станций;

480 298 ресторанов, баров и кафе;

1111 300 торговых центров, магазинов и пунктов розничной торговли.

На основе анализа темпов создания сетей Wi-Fi в различных отраслях транспортного, торгового и гостиничного бизнеса выявлены проблемы построения сетей Wi-Fi. Сегодня наиболее актуальными считаются следующие проблемы:

Низкий охват потенциальных горячих зон

Совершенно ясно, что массовый рынок горячих зон находится еще в начальной стадии своего развития. Во многих городах существуют десятки и тысячи потенциальных мест, где возможна организация горячих зон.

Фрагментарность рынка услуг

Локальные сети действуют в пределах ограниченной зоны радиопокрытия, как правило, в пределах 30-150 м. На практике мобильные пользователи в течение рабочего дня оказываются в двух-трех горячих зонах, что вызывает необходимость взаимодействия с несколькими операторами HSO. Сети Wi-Fi сегодня действуют в отдельных фрагментах рынка и не образуют зон сплошного покрытия городских районов.