Становление индустрии Wi-Fi как самостоятельной отрасли, страница 2

Администрация горячей зоны обычно является монопольным владельцем места установки сети Wi-Fi. Характер зоны действия сигналов радиосвязи практически исключает возможность совместной работы двух и более сетей Wi-Fi в одной горячей зоне. В результате этого оператор локальной сети и администрация горячей зоны взаимодействуют между собой по правилам бизнес-отношений эксклюзивного типа.

Фактически администрациям горячих зон принадлежит монопольное право работать (устанавливать оборудование, предоставлять рабочие места для посетителей и т.п.) в пределах своих горячих зон. Условно можно считать, что администрации горячих зон имеют право выдачи "локальных лицензий" на право эксплуатации сетей Wi-Fi на своей локальной территории.

Экономика горячих зон является ключевой характеристикой бизнеса в отрасли Wi-Fi.

Сотовые сети и сети Wi-Fi

Как известно, технико-экономические характеристики сотовых сетей и WLAN существенно взаимодополнительные. На рис. 1 показано соотношение двух основных характеристик - "мобильности" и "скорости передачи данных" для этих двух классов беспроводных сетей.

           

Рис.1 Соотношение мобильности и скорости передачи данных

С точки зрения телекоммуникационной отрасли принципиальным является различие в бизнес-моделях сотовых сетей и WLAN. Конкуренция на рынке сотовой связи ограничена конечным множеством операторов, владеющих лицензиями. Это ограничение не действует на рынке локальных операторов WLAN, где главным является установление бизнес-отношений с владельцами горячих зон.

Основные различия бизнеса операторов WLAN и сотовых сетей (GPRS, 3G) показаны в табл. 1.

Согласно оценкам аналитиков рынка, сети Wi-Fi к 2007 г. могут претендовать на определенную долю (7-10%) доходов мобильных операторов, предоставляющих услуги GPRS/3G. Мобильные операторы ориентируются на предоставление услуг для широкой аудитории пользователей.

Практика подтверждает, что все пользователи ноутбуков и лэптопов параллельно используют сотовые телефоны и обслуживаются определенными мобильными операторами.

Преимущества сотовых операторов состоят в отлаженных процедурах аутентификации, роуминга и биллинга. Операторы сетей Wi-Fi обладают очень ограниченным опытом решения этих проблем и еще находятся в поиске стандартных решений.

Развитие рынка Wi-Fi

По оценкам аналитиков рынка, рынок услуг сетей Wi-Fi в течение ближайших 5-8 лет будет расти экспоненциально. Общее число общественных сетей Wi-Fi, доступных для Интернет-пользователей вырастет с 1100 в 2001 г. до более 15 000 в 2003 г. К концу 2004 г. более 45 млн деловых людей будут использовать лэптопы, оснащенные картами Wi-Fi. По другим оценкам (BWCS, Великобритания), в 2006 г. в мире будет построено более 114 000 горячих зон с годовым доходом до 7,3 млрд долл.

Выделяются четыре самостоятельных сектора рынка продуктов Wi-Fi: рынок домашних сетей для объединения домашних компьютеров и приборов бытовой электроники; корпоративный рынок (беспроводные сети офисов, предприятий, заводов); университетские кампусы и некоммерческие организации; рынок услуг для деловых путешественников и потребителей, нуждающихся в Интернет-услугах в поездках, командировках и т.п.

Наиболее дискуссионным является в настоящее время применение технологии Wi-Fi для домашних сетей потребительской электроники. Компании типа Sony и Philips Electronics планируют интегрировать адаптеры Wi-Fi в ТВ и радиоприемники с целью приема МРЗ-файлов и потокового видео на домашние устройства. Другие производители намереваются использовать сети Wi-Fi для управления домашними системами безопасности, освещения, теплорегулирования, в том числе с возможностями дистанционного управления из автомобиля.

Рынок услуг для индивидуальных посетителей горячих зон

        

Рис. 2. Схема бизнес-партнерства при обслуживании конечных пользователей

На уровне индивидуальных или персональных услуг пользователи сетей Wi-Fi взаимодействуют с компаниями-брендами, которые позиционируют себя на определенных участках телекоммуникационного или компьютерного рынка. Брендами являются хорошо известные и признанные компании: сотовые операторы, Интернет-провайдеры, производители персональных компьютеров, поставщики услуг с добавленной стоимостью.