Практическое освоение методов многокритериальной оптимизации для линейного непрерывного случая.
Содержательная постановка линейной задачи многокритериальной оптимизации такова. Задана система ограничений вида:
, |
(2.1) |
где — множество — область допустимых решений; — вектор свободных (управляемых) переменных; — заданная матрица , — вектор, — нижняя и верхняя границы измерения -ой компоненты вектора управляющих воздействий. Известно множество функций цели , которые целесообразно максимизировать выбором . Альтернатива называется эффективной, если на не существует альтернативы , для которой выполнялись бы неравенства и хотя бы одно из них было строгим. Эффективную альтернативу называют оптимальной по Парето. Для любой эффективной альтернативы существует вектор весовых коэффициентов с компонентами и такой, что критерий достигает на этой альтернативе экстремального (максимального) значения. Последнее условие позволяет строить области Парето как в пространстве критериев, так и в пространстве альтернатив. Часто критерии приводят к безразмерному виду. Например, можно принять . Значение можно рассматривать как уровень достижимости (относительной) по критерию . Задача считается решенной, если является максимальной нижней границей для всех . Отсюда следует максиминная задача:
, |
(2.2) |
решение которой следует из экстремальной задачи вида:
, |
(2.3) |
В последнем случае можно вводить приоритет , где — оптимальное решение для . Число (приоритет) показывает во сколько раз относительная оценка -го критерия важнее для ЛПР относительных оценок -го критерия. Совокупность значений представляет собой вектор -приоритетов, который позволяет построить экстремальную задачу с приоритетом -го критерия. Затем надо в (2.3) заменить на .
Весовые коэффициенты чаще всего оценивают по формулам:
а) метод ранжирования:
, где — число экспертов в группе; — ранг -го критерия у -го эксперта; — число критериев.
б) метод приписывания баллов из :
в а) заменить на , где — балл -го эксперта для -ой функции цели.
в) частичное парное сравнение:
в а) заменить на , где — относительная желаемая оценка -го критерия -м экспертом, т.е. .
1. Уточнить вариант задания каждой группе студентов и представить задачу в виде (2.1);
2. Построить модели задач по (2.2) без учета приоритетов и с приоритетами, задавая три варианта из интервальной матрицы значений приоритетов;
3. Рассчитать весовые коэффициенты по а) и б) и построить модели задач в явном виде;
4. Оценить абсолютные уступки (по всем критериям для задач без приоритетов и с приоритетами критериев), соответствующие равным относительным оптимальным уступкам;
5. Построить область Парето в пространствах критериев и переменных;
6. Оценить весовые коэффициенты по в) и найти оптимальное решение;
7. Представить результаты расчетов таблично и/или графически.
№ гр. |
вектор |
вектор |
||||||
1 |
-3 |
6 |
1 |
8 |
0,2 |
10 |
-6 3 -2 6 1 |
3 1 2 9 1 |
2 |
6 |
-1 |
0,3 |
4 |
10 |
0,8 |
4 -3 2 7 -8 |
9 7 5 4 2 |
3 |
2 |
3 |
1 |
0,15 |
1 |
1 |
9 -1 2 3 4 |
4 9 1 3 10 |
4 |
1 |
1 |
-10 |
1 |
3 |
10 |
-1 2 6 -5 8 |
6 2 1 5 4 |
5 |
4 |
-1 |
7 |
1 |
-4 |
-6 |
-10 -3 2 -7 4 |
9 1 4 10 6 |
6 |
3 |
6 |
9 |
2 |
4 |
7 |
3 2 6 -4 5 |
4 2 1 5 2 |
7 |
10 |
-2 |
6 |
-1 |
3 |
5 |
3 9 8 -1 4 |
4 8 6 3 5 |
8 |
8 |
-1 |
-9 |
-2 |
1 |
1 |
2 3 6 4 -8 |
8 1 10 2 6 |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.