Христианство как основа средневековой философии

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Министерство образования Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Сибирский государственный индустриальный университет 

Кафедра философии

Реферат

по теме

Христианство как основа средневековой философии

Выполнил:

студент группы АЭП-022

Елизарьев Валерий

Проверил:

старший преподаватель                 кафедры философии

Стуканов Тимур    

Николаевич

г. Новокузнецк

2003

Содержание

Введение………………….………….…………….………....…………....…3

1  Человек как центр мироздания в системе христианского мировоззрения ......….4

2  Идея истории в контексте христианского мировоззрения ……………………….8

3  Христианское понимание божественной природы………………………………11

Заключение……………………………………………………………………………16

Список использованных источников…………………………………..……………17

Введение

Философия в средние века развивалась в основном под воздействием христианского учения. Строго говоря, религия не является философией. Религия – это богослушание, сверхъестественная связь с Богом. Для религии характерны чудеса, безудержная вера в догматы. В философии то и другое ставится под сомнение. В то же время нельзя не видеть и определенное сходство религии и философии: тема Бога не является чуждой для философии, а в религиозных воззрениях, всегда содержаться философские идеи. Именно с этих позиций рассматривается христианство.

Начиная работать над этим рефератом, я задался вопросом: "Какие новые положения принесло христианство в философскую среду средневековья?". Упрощая ответ  можно сказать, что это

1) идея  "человека как центра всего";

2) идея линейности истории; 

3) представление о Боге как Личности и Творце.

Человек как центр мироздания в системе христианского мировоззрения

Если в ранней античности и античности периода классики в центре внимания был Космос, человек же не представлял самостоятельного интереса и рассматривался как элемент этого Космоса, поздняя античность широко дискутировала правовые и моральные проблемы человека, то в христианской мысли первостепенное значение приобретают вопросы сущности и предназначения человека.

В отличие от установки античности рассматривать человека в качестве одного из элементов извечно существующей природы, равноправногодругим ее элементам,  человек, согласно Писанию, также как и природа, есть творениеБога. Но в отличие от других Его творений человек создан по образу и подобию Бога: "И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его" (Быт. 1 , 27) и место человека определяется сокрытой в нем тайне "образа" и "подобия" Божия. Причастность Абсолютной Личности Бога и человека делает личностью. Он стоит над всеми остальными природными созданиями на самой высокой ступеньке природной иерархии, являясь господином мира: "И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными,  и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле" (Быт. 1, 26).

Такое положение человека, постулированное в Ветхом завете, усиливается Новозаветным пониманием того, что Премудрость Божия, которая выступала в качестве созидательной мощи Творца, воплотилась в Сыне, имеющим не только божественную, но и человеческую природу. Августин писал, что Бог выделил человека из всего тварного мира. воплотив Премудрость Божию в лице Сына в человеческом естестве. [4, стр. 78]

Человек в средневековом знании, его отношения с Богом, его место в мире - это, прежде всего, человек в свете Библии. Искусство экзегетики - толкования текстов Писания - становится одним из главных средств знания раннего христианства. Емкий образ постижения Священного Писания дан Аврелием Августином

Похожие материалы

Информация о работе