Министерство образования Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Сибирский государственный индустриальный университет
Кафедра философии
по теме
Христианство как основа средневековой философии
Выполнил:
студент группы АЭП-022
Елизарьев Валерий
Проверил:
старший преподаватель кафедры философии
Стуканов Тимур
Николаевич
г. Новокузнецк
2003
Содержание
Введение………………….………….…………….………....…………....…3
1 Человек как центр мироздания в системе христианского мировоззрения ......….4
2 Идея истории в контексте христианского мировоззрения ……………………….8
3 Христианское понимание божественной природы………………………………11
Заключение……………………………………………………………………………16
Список использованных источников…………………………………..……………17
Введение
Философия в средние века развивалась в основном под воздействием христианского учения. Строго говоря, религия не является философией. Религия – это богослушание, сверхъестественная связь с Богом. Для религии характерны чудеса, безудержная вера в догматы. В философии то и другое ставится под сомнение. В то же время нельзя не видеть и определенное сходство религии и философии: тема Бога не является чуждой для философии, а в религиозных воззрениях, всегда содержаться философские идеи. Именно с этих позиций рассматривается христианство.
Начиная работать над этим рефератом, я задался вопросом: "Какие новые положения принесло христианство в философскую среду средневековья?". Упрощая ответ можно сказать, что это
1) идея "человека как центра всего";
2) идея линейности истории;
3) представление о Боге как Личности и Творце.
1 Человек как центр мироздания в системе христианского мировоззрения
Если в ранней античности и античности периода классики в центре внимания был Космос, человек же не представлял самостоятельного интереса и рассматривался как элемент этого Космоса, поздняя античность широко дискутировала правовые и моральные проблемы человека, то в христианской мысли первостепенное значение приобретают вопросы сущности и предназначения человека.
В отличие от установки античности рассматривать человека в качестве одного из элементов извечно существующей природы, равноправногодругим ее элементам, человек, согласно Писанию, также как и природа, есть творениеБога. Но в отличие от других Его творений человек создан по образу и подобию Бога: "И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его" (Быт. 1 , 27) и место человека определяется сокрытой в нем тайне "образа" и "подобия" Божия. Причастность Абсолютной Личности Бога и человека делает личностью. Он стоит над всеми остальными природными созданиями на самой высокой ступеньке природной иерархии, являясь господином мира: "И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле" (Быт. 1, 26).
Такое положение человека, постулированное в Ветхом завете, усиливается Новозаветным пониманием того, что Премудрость Божия, которая выступала в качестве созидательной мощи Творца, воплотилась в Сыне, имеющим не только божественную, но и человеческую природу. Августин писал, что Бог выделил человека из всего тварного мира. воплотив Премудрость Божию в лице Сына в человеческом естестве. [4, стр. 78]
Человек в средневековом знании, его отношения с Богом, его место в мире - это, прежде всего, человек в свете Библии. Искусство экзегетики - толкования текстов Писания - становится одним из главных средств знания раннего христианства. Емкий образ постижения Священного Писания дан Аврелием Августином
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.