Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии.М,1991
Смысл жизни: Антология М.,1994
Мир философии: книга для чтения……т.2, раздел 5.2.
Воробьев С. Смерть: конец или начало? //Человек 1991 № 2.
3 вопрос
Мир философии: книга для чтения…..т.2.,раздел 6.2
Коган Л.Н. Человек и его судьба. М.,1988
Шарден Т. О счастье. //Человек. 1991,№2.
Левицкий С. А. Трагедия свободы. М.,1995.
Шрейдер Ю. А. Свобода как творческая ориентация в мире. //Вопросы философии 1994, №1.
Турен А. Сможем ли мы жить вместе? //Вопросы философии 1998,№2.
Губин В. Некрасова Е. Философская антропология М.,2000,с. 159-186.
Тема 5: Аксиология как учение о ценностях.
План:
1. Становление и основные этапы развития аксиологии.
2. Ценностное отношение человека к жизни.
3. Виды ценностей, их классификация.
Литература:
1. Г.П. Выжлецов Аксиология: становление и основные этапы развития //Социально-политический журнал – 1995, №6
2. Г.П. Выжлецов Аксиология // Всемирная энциклопедия. Философия М. – Минск-Харвест – 2001
3. Гранин Ю.Д. О гносеологическом содержании понятия «оценка» //Вопросы философии – 1987 - №6
4. Илькевич Б.В. Аксиологический и целевой аспекты военного образования //Педагогика – 2001 №8
5. Куляскина И.Н. Аксиология : место в системе знаний // Вестник Московского университета – Сер 7 Философия – 2002 №3.
6. Руденко И.В. Ценностные ориентации «новых русских» // Вестник Московского университета – Сер 7 Философия – 1996 №6
7. Сабиров В.Ш. Жизнь. Смерть. Бессмертие // Человек – 2000 -№5,6
8. Сохраняева Т.В. Ценности образования на фоне меняющегося образа человека //Социально-гуманитарное знание – 2002 №6
9. Всемирная энциклопедия. Философия –М.-Минск-Харвест. –2001
Дополнительная литература:
1. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества М., 1989
2. Как философия нам нужна? Размышления о философии и духовных проблемах нашего общества. Л., 1990
3. Ролз Дж. Теория справедливости, Новосиб. 1995
4. Соловьев В.С. Оправдание добра. Нравственная философия //Соловьев В.С. Соч. в 2-т. т. 1 М., 1988
5. Тугаринов В. О ценностях жизни и культуры М. 1960
Темы для сообщений.
1. Проблема аксиологии в Древней Греции.
2. Аксиологические вопросы в эпоху Возрождения.
3. Ценностная ориентация современной молодежи.
4. Аксиология образования.
Основные понятия: аксиология, альтруизм, благо, ценность, прекрасное, гармония, добродетель, счастье, красота, долг, мораль, справедливость, долженствовать, оценка, потребность, нормы, идеал, основание оценивания, гедонизм, эгоизм.
2. Формы познания. Чувственное и рациональное познание.
Сообщения:
1. Интуиция и её роль в познании.
2. О вненаучных формах познания.
Литература:
Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник для вузов. М., 1996.
Канке В.А. Основы философии. – М.: Логос, 2001.
Мир философии. В 2-х ч. Ч. 1. – М.: Политиздат, 1991.
Поупкин Р., Стролл А. Философия. Вводный курс. – М.: Серебряные нити, 1998.
Бахтияров К.И. Многомерность истины // Философские науки. – 1991. - №4.
Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучных знаний. – М. 1990.
Зандкюлер Г.Й. действительность знания. Историческое введение в эпистемологию и теорию познания. – М. 1996.
Лекторский В.А. Субъект. Объект. Познание. – М., 1980.
Лобастов Г.В. Так что же такое истина? // Философские науки. – 1991. - №6.
Маритен Т.О. О человеческом знании // Вопросы философии. – 1997. - №5.
Микешина Л.А. Философия познания: диалог и синтез подходов // Вопросы философии. – 2001. - №4.
Микешина Л.А. Философия познания. Полемические главы. – М. 2002.
Научные и вненаучные формы мышления. Под. ред. И.Т.Касавина, В.Н.Поруса. – М. 1996.
Никитин Е.П. Исторические судьбы гносеологии // Философские исследования. – 1993. - №1.
Порус Б.Н. Эпистемология: некоторые тенденции // Вопросы философии. – 1997. - №2.
Рассел Б. Человеческое познание. Его сферы и границы. – М. 1957.
Стёпин В.С. Теоретическое знание. – М. 2000.
Теория познания. В 4-х тт. / Под ред. В.А.Лекторского, Т.И.Ойзермана. – М. 1991.
Тулмин С. Человеческое познание. – М. 1984.
Хазиев В.С. Философское понимание истины // Философские науки. – 1991. - №4.
Чешев В.В. Проблема познания в философии. – Томск, 2003.
Тема 7: Философия науки.
Занятие 1.
1.Возникновение науки и стадии ее исторической эволюции. Наука как социальный институт. Научные сообщества и их исторические типы.
2.Методология научного познания. Прикладное и фундаментальное в науке.
3.Сциентизм и антисциентизм в современном мире. Аргументы Ж.Ж.Руссо, С.Кьеркегора, Г.Маркузе, Б.Рассела, М.Полани, Н.Бердяева, Л.Шестова.
Занятие 2.
1.Позитивистские традиции философии науки. Концепции К.Поппера, П.Фейерабенда, И.Лакатоса, Т.Куна.
2.Отечественнпя философия науки. Исследования В.Степина, П.Гайденко, В.Лекторского, А.Огурцова, А.Никифорова.
3.Особенности современного этапа развития науки. Проблема сближения идеалов естественнонаучного и социально - гуманитарного познания. Проблема идеологизированной науки. Необходимость экологической и социально – гуманитарной экспертизы научно – технических и экономических проектов.
Основные понятия: научная картина мира, парадигма, рациональность, метод, научная революция, биосфера, техносфера, ноосфера, моделирование.
Литература:
Контрольные вопросы:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.