Философия: Календарно-тематический план семинаров (Темы 1-11. Проблемы философской онтологии. Глобальные проблемы современности)

Страницы работы

9 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии.М,1991

Смысл жизни: Антология М.,1994

Мир философии: книга для чтения……т.2, раздел 5.2.

Воробьев С. Смерть: конец или начало? //Человек  1991 № 2.

3 вопрос

Мир философии: книга для чтения…..т.2.,раздел 6.2

Коган Л.Н. Человек и его судьба. М.,1988

Шарден Т. О счастье. //Человек. 1991,№2.

Левицкий С. А. Трагедия свободы. М.,1995.

Шрейдер Ю. А. Свобода как творческая ориентация в мире. //Вопросы философии 1994, №1.

Турен А. Сможем ли мы жить вместе? //Вопросы философии 1998,№2.

Губин  В. Некрасова Е. Философская антропология М.,2000,с. 159-186.

Тема 5: Аксиология как учение о ценностях.

План:

1.  Становление и основные этапы развития аксиологии.

2.  Ценностное отношение человека к жизни.

3.  Виды ценностей, их классификация.

Литература:

1.  Г.П. Выжлецов Аксиология: становление и основные этапы развития //Социально-политический журнал – 1995, №6

2.  Г.П. Выжлецов Аксиология // Всемирная энциклопедия. Философия М. – Минск-Харвест – 2001

3.  Гранин Ю.Д. О гносеологическом содержании понятия «оценка» //Вопросы философии – 1987 - №6

4.  Илькевич Б.В. Аксиологический и целевой аспекты военного образования //Педагогика – 2001 №8

5.  Куляскина И.Н. Аксиология : место в системе знаний // Вестник Московского университета – Сер 7 Философия – 2002 №3.

6.  Руденко И.В. Ценностные ориентации «новых русских» // Вестник Московского университета – Сер 7 Философия – 1996 №6

7.  Сабиров В.Ш. Жизнь. Смерть. Бессмертие // Человек – 2000 -№5,6

8.  Сохраняева Т.В. Ценности образования на фоне меняющегося образа человека //Социально-гуманитарное знание – 2002 №6

9.  Всемирная энциклопедия. Философия –М.-Минск-Харвест. –2001

Дополнительная литература:

1.  Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества М., 1989

2.  Как философия нам нужна? Размышления о философии и духовных проблемах нашего общества. Л., 1990

3.  Ролз Дж. Теория справедливости, Новосиб. 1995

4.  Соловьев В.С. Оправдание добра. Нравственная философия //Соловьев В.С. Соч. в 2-т. т. 1 М., 1988

5.  Тугаринов В. О ценностях жизни и культуры М. 1960

Темы для сообщений.

1.  Проблема аксиологии в Древней Греции.

2.  Аксиологические вопросы в эпоху Возрождения.

3.  Ценностная ориентация современной молодежи.

4.  Аксиология образования.

Основные понятия: аксиология, альтруизм, благо, ценность, прекрасное, гармония, добродетель, счастье, красота, долг, мораль, справедливость, долженствовать, оценка, потребность, нормы, идеал, основание оценивания, гедонизм, эгоизм.

 Тема 6: Философские проблемы познания

1. Сущность и происхождение гносеологической проблематики. Субъект и объект познания. Проблемы познаваемости мира.

2.  Формы познания. Чувственное и рациональное познание.

3. Сущность истины и её критерии. Теории истины: корреспондентская, когерентная, прагматическая.

Основные понятия: гносеология, субъект, объект, солипсизм, агностицизм, скептицизм, ощущение, восприятие, представление, понятие, суждение, умозаключение, рассудок и разум, интуиция, объективная и субъективная истина, абсолютная и относительная истина, практика.

Сообщения:

1. Интуиция и её роль в познании.

2. О вненаучных формах познания.

Литература: 

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник для вузов. М., 1996.

Введение в философию. В 2-х ч. Ч. 2 / Под общ. ред. И.Т.Фролова. – М.: Политиздат, 1989.

Вольф Р.П. О философии: Учебник. – М.: Аспект Пресс, 1996.

Канке В.А. Основы философии. – М.: Логос, 2001.

Мир философии. В 2-х ч. Ч. 1. – М.: Политиздат, 1991.

Поупкин Р., Стролл А. Философия. Вводный курс. – М.: Серебряные нити, 1998.

Бахтияров К.И. Многомерность истины // Философские науки. – 1991. - №4.

Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучных знаний. – М. 1990.

Зандкюлер Г.Й. действительность знания. Историческое введение в эпистемологию и теорию познания. – М. 1996.

Лекторский В.А. Субъект. Объект. Познание. – М., 1980.

Лобастов Г.В. Так что же такое истина? // Философские науки. – 1991. - №6.

Маритен Т.О. О человеческом знании // Вопросы философии. – 1997. - №5.

Микешина Л.А. Философия познания: диалог и синтез подходов // Вопросы философии. – 2001. - №4.

Микешина Л.А. Философия познания. Полемические главы. – М. 2002.

Научные и вненаучные формы мышления. Под. ред. И.Т.Касавина, В.Н.Поруса. – М. 1996.

Никитин Е.П. Исторические судьбы гносеологии // Философские исследования. – 1993. - №1.

Порус Б.Н. Эпистемология: некоторые тенденции // Вопросы философии. – 1997. - №2.

Рассел Б. Человеческое познание. Его сферы и границы. – М. 1957.

Стёпин В.С. Теоретическое знание. – М. 2000.

Теория познания. В 4-х тт. / Под ред. В.А.Лекторского, Т.И.Ойзермана. – М. 1991.

Тулмин С. Человеческое познание. – М. 1984.

Хазиев В.С. Философское понимание истины // Философские науки. – 1991. - №4.

Чешев В.В. Проблема познания в философии. – Томск, 2003.

                                                                         Тема 7: Философия науки.

Занятие 1.

1.Возникновение науки и стадии ее исторической эволюции. Наука как социальный институт. Научные сообщества и их исторические типы.

2.Методология научного познания. Прикладное и фундаментальное в науке.

3.Сциентизм и антисциентизм в современном мире. Аргументы Ж.Ж.Руссо, С.Кьеркегора, Г.Маркузе, Б.Рассела, М.Полани, Н.Бердяева, Л.Шестова.

Занятие 2.

1.Позитивистские традиции философии науки. Концепции К.Поппера, П.Фейерабенда, И.Лакатоса, Т.Куна.

2.Отечественнпя философия науки. Исследования В.Степина, П.Гайденко, В.Лекторского, А.Огурцова, А.Никифорова.

3.Особенности современного этапа развития науки. Проблема сближения идеалов естественнонаучного  и социально - гуманитарного познания. Проблема идеологизированной науки. Необходимость экологической  и социально – гуманитарной экспертизы научно – технических и экономических проектов.

Основные понятия: научная картина мира, парадигма, рациональность, метод, научная революция, биосфера, техносфера, ноосфера, моделирование.

Литература:

  1. Агацци Моральное измерение науки и техники. М., 1998
  2. Бердяев Н.А. Философия своюоды, Смысл творчества. М., 1989. С.264 – 265.
  3. Бернал Д. Наука в истории общества. М., 1956.
  4. Вернадский В.И. Записки натуралиста. Научная мысль как планетарное явление. М., 1978.
  5. Жог В.И. Методологический анализ оснований классификации науки // Философские науки. – 1991. - №2.
  6. Зотов А.Ф. Современная западная философия. Учебн., М., 2001.
  7. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. М.,1987.
  8. Келле В.Ж. Наука как компонент социальной системы. М., 1998.
  9. Кохановский В.П., Лешкевич Т.Г. и др. Основы философии науки. М. 2001. Гл. 7.
  10. Кулаков Ю. Синтез науки и религии // Вопросы философии. – 1999. - № 2.
  11. Лакатос И. Методология научно – исследовательских программ // Вопросы философии. – 1995. - № 4.
  12. Маркузе Г. Одномерный человек, м,. 1994.
  13. Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. М.,1998.
  14. Огурцов А.Л. Дисциплинарная структура науки. М., 1988.
  15. Полани М. Личностное знание. М., 1985. С. 276.
  16. Кун Т. Структура научных революций. М., 2001.
  17. Порус В.Н. Парадоксальная рациональность/ очерки о научной рациональности. М., 1999.
  18. Руссо Ж.Ж. Рассуждения по вопросу: способствовало ли возрождение наук очмщению нравов. Трактаты. М., 1969. С.20.
  19. Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. М., 1991.
  20. Степин В.С. Научное познание и ценности техногенной цивилизации // Вопросы философии. – 1989. - № 10.
  21. Традиции и революции в развитии науки. М., 1991.
  22.  Философия и методология науки. / Под ред. В.И. Купцова. М., 1996.
  23. Черникова И.В. Философия и история науки. Уч. пос. Томск, 2001.
  24. Шестов Л. Апофеоз беспочвенности. Л., 1991. С.37.

Контрольные вопросы:

  1. Соответствует ли гуманитарное знание критериям классической науки?
  2. Можно ли использовать для анализа реальных процессов классификацию развития еауки, предложенную В.Лекторским и В.Степиным?
  3. Каковы основные точки зрения по вопросу о времени возникновения науки? Почему зесь возможны расхождения и на чем они базируются?
  4. Какова роль научного сообщества в процессе развития науки?
  5. Можно ли считать, что периоды спокойного развития науки сменяются периодами её революционного развития? Чем это обусловлено?
  6. Каковы функции  научной картины мира? Как характеризуются  этапы эволюции научной картины мира?
  7. Можно ли решить диллему сциентизм – антисциентизм?
  8. Какое знание является научным? Является ли астрология (предсказание

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Философия
Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
115 Kb
Скачали:
0