Основы компьютерного моделирования. Исследование пассивного четырехполюсника: Методические указания к прохождению компьютерной практики, страница 7

while(!kbhit());                                                          //ожидание нажатия любой клавиши                                                                     //клавиши

closegraph();                                                             //завершение графического режима                                                                          //режима

return(0);

}

Пример работы программы (т.е. график переходного процесса) при  R1=100,  R2=200, C=0,0004 изображен на рисунке 5.

Рисунок 5 – График переходного процесса

8  Программа выполнения индивидуального задания

5.1 Внимательно изучить предыдущие разделы.

5.2 Для заданной схемы проходного четырехполюсника в соответствии с  вариантом (см. приложение А) разработать моделирующую программу построения переходного процесса при следующем входном сигнале:

-  для четных вариантов – единичном синусоидальном сигнале;

-  для нечетных вариантов – единичном ступенчатом сигнале.

При выполнении задания необходимо соблюдать следующую последовательность действий:

5.2.1 Применяя правила расчета последовательно и параллельно соединенных элементов, а также преобразование соединения треугольником в звезду и преобразование соединения звездой в треугольник (см. таблицу 4), данная схема четырехполюсника заменяется  его  эквивалентной схемой (Г-образной, Т-образной или П-образной) (см. п. 3).

5.2.2 Записывается соотношение (7) в соответствии с параметрами схемы.

5.2.3 Выполняются необходимые преобразования для получения разностного  уравнения.

5.2.4  Составляется алгоритмическая структура по полученному разностному  уравнения.

5.2.5 Разрабатывается блок – схема алгоритма построения переходного процесса.

5.2.6 Составляется  программа  построения переходного процесса на языке программирования высокого уровня.

Здесь следует учесть, что значения параметров четырехполюсника должны задаваться произвольно.

5.3 Выполнить программу на ПЭВМ.

5.4 Подобрать параметры четырехполюсника до получения сходящегося переходного процесса. В процессе «настройки» переходного процесса проанализировать влияние значений этих параметров на его вид.

5,5 Записать результаты анализа.

5.6 Зарисовать график итогового переходного процесса.

5.7 Записать выводы о проделанной работе.

9  КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1  Какой четырехполюсник называется симметричным?

2  Какие основные схемы замещения вы знаете?

3  Какой принцип положен в основу метода Эйлера?

4  При каком условии эквивалентная схема замещения будет физически  реализуема?

5  Какие методы численного анализа вы знаете?

6  Каким элементом обозначается задержка сигнала на один такт в _алгоритмической структуре?

7  Что такое «метка» и для чего она служит?

8  С помощью какого оператора можно проверять задаваемые _параметры R1, R2, C на принадлежность области действительных чисел?

9  Как влияет изменение параметра С на вид переходного процесса?

10  Каким образом влияет форма входного сигнала на вид переходного процесса?

11  Какие размеры должны иметь блоки можно использовать в блок-схеме?

12  Какой вид цикла используется при выполнении задания?

13  Какое уравнение считается разностным и как оно получается?

14  Какие функции, используемы при составлении программы на языке Си, включает в себя библиотека stdio.h?

15  При помощи каких управляющих конструкций осуществляется вывод графиков на экран монитора?

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1   Бессонов Л.А. Теоретические основы электротехники. Электрические цепи/Л. А. Бессонов. – М.: Высшая школа, 1984. – 559 с.

2  Основы теории цепей/Г.В. Зевеке и др. – М.: Энергоатомиздат, 1989. –528с.

3  Гутер Р. С., Овчинский Б. В. Элементы численного анализа и математической обработки результатов опыта/ Р.С. Гутер, Б.В. Овчинский. – М.: Наука, 1970. – 432с.

4  Киммел П. Borlsnd C++ 5/ П. Киммел. – К.: БХВ, 1998. – 854 с.: ил.

5   Ашарина И. В. Основы программирования на языках С и С++/И.В. Ашарина. – М.: Горячая линия–Телеком, 2002. – 207с.


ПРИЛОЖЕНИЕ А

ВАРИАНТЫ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ


Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

Вариант 4

Вариант 5

Вариант 6

Вариант 7

Вариант 8

Вариант 9

Вариант 10

Вариант 11

Вариант 12

Вариант 13

Вариант 14

Вариант 15

Вариант 16

Вариант 17

Вариант 18

Вариант 19

Вариант 20

Вариант 21