2. Знаку «Х» соответствуют значения ширины призмы возможного оползания (обрушения) ярусов отвалов равные и более 30 м, при которых выполнять отвалообразование с использованием рассмотренных автосамосвалов экономически нецелесообразно (ширина проезжей части, в том числе на подъемах, составит более 40 м, а берма между ярусами более 80 м).
3. Полужирным шрифтом выделены значения ширины призмы возможного оползания для верхних ярусов, которые являются предельными для данных условий отвалообразования.
Анализ результатов расчета, представленных в табл. 7.3.1÷7.3.5, показал следующее:
1. При формировании на всех рассматриваемых отвалах ярусов высотой более 50 м разгрузка самосвалов грузоподъемностью 290÷320 т нецелесообразна (ширина призмы возможного оползания более 30 м).
2. Применение самосвалов грузоподъемностью 290÷320 т при отсыпке нижних ярусов на наклонный слабый (углистый аргиллит) контакт внутренних отвалов и слабое (водонасыщенное) наклонное основание в тальвегах и долинах внешних отвалов сильно ограничено.
3. В некоторых случаях прочностные характеристики отвальной смеси с содержанием глинистых отложений до 30% позволяют формировать более устойчивые ярусы, чем при их отсыпке полностью коренными или глинистыми отложениями (вызвано образованием в отвальной смеси вторичного сцепления за счет глинистых отложений при несущественном снижении угла внутреннего трения).
4. Для ярусов отвалов, отсыпаемых отвальной смесью, прочностные характеристики которой не значительно отличаются от характеристик основания (10÷30%), при увеличении угла наклона основания происходит уменьшение размера ширины призмы возможного оползания (вызвано уменьшением геометрических параметров призмы активного давления).
Применение самосвалов грузоподъемностью 290÷320 т при отсыпке нижних ярусов на намывную поверхность гидроотвалов целесообразно только для условий Кедровского и Бачатского угольных разрезов (табл. 7.3.6).
8. Рекомендации
Для обеспечения безопасных условий ведения отвальных работ при эксплуатации на объектах, рассмотренных в настоящем Заключении, самосвалов повышенной грузоподъемностью (130, 220, 290 и 320 т) необходимо выполнять следующие рекомендации экспертов.
8.1. Условия разгрузки автосамосвалов (минимальную ширину призмы возможного оползания) устанавливать по расчетным данным табл. 7.3.1÷7.3.6 с учетом условий отвалообразования (положение и высота яруса, состав отвальной смеси, тип и угол наклона основания). Параметры, несовпадающие с табличными значениями, определять путем интерполяции и экстраполяции.
8.2. При формировании ярусов одновременно в нескольких условиях отвалообразования (изменяющийся состав отвальной смеси или тип и угол наклона основания), условия разгрузки автосамосвалов устанавливать по наихудшим значениям (наибольшей ширине призмы возможного оползания).
8.3. При невозможности разгрузки автосамосвалов под откос, выполнять их разгрузку за пределами бермы безопасности (ширины призмы возможного оползания) с последующим сталкиванием пород под откос бульдозером.
8.4. Безопасные условия разгрузки автосамосвалов (профиль откоса яруса, параметры предохранительного вала) определять в соответствии с требованиями «Правил безопасности ….» [9].
8.5. Для повышения устойчивости ярусов отвалов целесообразно применять специальные мероприятия, разработанные для каждого отвала. В общем виде эти мероприятия направлены на подготовку площадок и пород для отвалообразования (снятие почвенно-растительного слоя, устройство в основании отвала дренажной системы, снижение влажности вскрышных четвертичных пород, исключение скопления дождевых и талых вод на поверхности и основании отвала,) и увеличение сопротивления сдвигу в основании отвала (укрепление слабых пород основания, рыхление прочных пород наклонного основания, уплотнение пород и пригрузка слабого водонасыщенного основания отвала в зоне возможного образования призмы выпора – отсыпка предотвала).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.