Проект заключения экспертизы промышленной безопасности № 13 -2009 в части анализа риска горных производств и объектов по оценке устойчивости ярусов автоотвалов ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» при эксплуатации самосвалов повышенной грузоподъемности, страница 2

В «Заключении №71 от 19.08.2002 г. …» [12] рассмотрены условия отвалообразования на основание с углами наклона до 18º (почва пласта 73-71 и склоны логов).

6.3. Состояние отвальных работ

Фактическое [1] состояние и проектные параметры рассматриваемых отвалов изучены с целью оценки:

- соответствия фактических условий ведения отвальных работ инженерно-геологическим и гидрогеологическим условиям, принятым в проектной документации;

- деформаций (их вида, характера, причин и тенденций развития).

6.3.1. Фактические параметры отвалов и условия отвалообразования

Для анализа фактических параметров отвалов и условий отвалообразования экспертами Новационной фирмы «КУЗБАСС-НИИОГР» в настоящей работе использовалась горно-графическая документация и результаты визуальных обследований, проведенных в период 03-10.07.2009 г.

Анализ параметров отвалов «Талдинского угольного разреза» показал следующее:

- внутренний отвал отсыпается породами всех литологических разностей, преимущественно коренными, ярусами высотой 10÷30 м;

- северо-западная часть Восточного отвала отсыпается породами всех литологических разностей (имеются участки, отсыпанные преимущественно глинистыми породами) нижними ярусами высотой 10÷30 м и верхними до 35 м;

- юго-восточная часть Восточного отвала отсыпается породами всех литологических разностей, преимущественно коренными, нижними ярусами высотой 10÷30 м и верхними до 50 м на водонасыщенное (со скоплением атмосферных осадков в тальвегах логов) основание;

- Южный отвал отсыпается породами всех литологических разностей (имеются районы, отсыпанные преимущественно глинистыми породами), нижними ярусами высотой 10÷40 м и верхними до 50 м на основание с наклоном 5÷12º;

- Западный отвал отсыпается породами всех литологических разностей, преимущественно коренными, нижними ярусами высотой 10÷20 м и верхними до 30 м.

Транспортировка отвальных пород на все отвалы выполняется автосамосвалами грузоподъемностью до 220 т. Разгрузка самосвалов производится за пределами бермы безопасности с устройством предохранительного вала. В дальнейшем развитие отвалов в пределах проектных контуров будет осуществляться как по площади, в том числе нижний ярус, так и по высоте.

6.3.2. Оценка деформаций отвальных массивов

В результате обследования установлено, что формирование отвалов «Талдинского угольного разреза» сопровождается образованием в его основании вала выпирания: северо-западная часть (незначительных размеров, на локальных участках) и юго-восточная часть (высотой до 5 м) Восточного отвала и Западного (в пойме р. Тагарыш). Долины логов, как правило, заболочены или заполнены мелкими ручьями, размеры вала выпирания в них наибольшие.

Породы отвалов выветрелые, в некоторых местах почти пылеватые. Участки обводнения откосов отвалов не зафиксированы. Деформационные явления выражены в виде характерных для наклонного основания подошвенных оползней. Опасные трещины [2] в отвальных массивах, в ходе обследования, не обнаружены.

7. Определение максимальных параметров ярусов отвалов

В настоящем Заключении расчет выполнен для различных инженерно-геологических и горнотехнических условий (в том числе несколько вариантов значений прочностных характеристик отвальных пород и пород основания отвалов) и параметров отвалообразования (включая фактические). Расчеты устойчивости выполнены для отвалов с относительно выдержанными по абсолютным отметкам верхними площадками ярусов. Технические характеристики автосамосвалов, используемые при расчетах, приведены в табл. 7.2.

Таблица 7.2

Технические характеристики автосамосвалов

Марка

Диаметр заднего колеса, м

Расстояние между осью заднего колеса и нижней точкой поднятого кузова, м

Грузоподъемность, т

Полный вес с

грузом, т

Полная нагрузка на задний мост, т

Полный вес заднего моста на 1 м протяженности откоса, т

Полный вес самосвала на 1 м протяженности откоса, т

БелАЗ-75306

3,4

3,5

220

373

250

32,0

47,8

Komatsu HD930E-2

4,0

3,4

290

498

329,8

39,7

60,0

БелАЗ-75600

3,9

3,5

320

560

375

40,5

60,5