Анализ прибыли и рентабельности районного узла электросвязи, страница 3

Рис. 5Динамика прибыли предприятия связи

Норма прибыли (рентабельность продаж) характеризует прибыльность. Поэтому на основе данного показателя оценивается прибыльность предприятия связи.

Даем характеристику состояния и работы по повышению прибыльности предприятия связи.

Для оценки состояния предприятия связи по уровню прибыльности фактический уровень нормы прибыли (рентабельности продаж) сопоставляется с эталонным значением. В качестве эталона принимается:

·  уровень нормы прибыли, заложенный в плане-задании на данный период;

·  уровень нормы прибыли в среднем по передовым предприятиям связи аналогичного типа.

Данные таблицы 4 показывают, что состояние предприятия связи по уровню прибыльности неудовлетворительное. Уровень фактической нормы прибыли значительно ниже эталонного уровня как в предыдущем, так и в отчетном периодах. Работу предприятия связи по повышению уровня прибыльности также можно оценить как неудовлетворительную. Уровень эталонной нормы прибыли растет быстрее, чем фактическое значение. Это означает, что предприятие связи никогда не сможет достичь эталонного значения.

Оцениваем основные направления в работе предприятия связи по повышению прибыльности. Для этого проводится анализ факторов, влияющих на изменение прибыли предприятия связи. Аналитическая факторная модель будет иметь вид

или

где D – доходы предприятия связи, тыс. руб.; Э – затраты на производство и реализацию услуг связи, тыс. руб.; с – себестоимость 1 руб. доходов, руб.; q – объем предоставляемых услуг, тыс. ед.;  - средний тариф на услуги связи, руб.; сз+сн – себестоимость 1 руб. доходов по затратам на оплату труда и социальные нужды, руб.; см – себестоимость 1 руб. доходов по материальным затратам, руб.; са – себестоимость 1 руб. доходов п затратам на амортизацию, руб.; спр – себестоимость 1 руб. доходов по прочим затратам.

Расчет влияния факторов на прибыль предприятия связи производится методом цепных подстановок или абсолютных разниц.                                             Расчет влияния на прибыль объема и ассортимента услуг проводится по формуле (5)

где   - изменение прибыли за счет объема и ассортимента услуг, тыс. руб.; q1,0 – объем предоставляемых услуг в отчетном и базовом периодах, тыс. ед.;         0 - средний тариф на услуги связи в базовом периоде, руб.; с0 – себестоимость 1 руб. доходов в базовом периоде, руб.;

Для нашего предприятия (табл. 4) прирост прибыли за счет увеличения объема и ассортимента услуг составит 33,9тыс. руб.

Расчет влияния объема услуг на изменение прибыли предприятия связи производится по формуле   

Где     - изменение прибыли за счет объема услуг, тыс. руб.; П0 - прибыль в базовом периоде, тыс. руб.; iq – индекс изменения услуг связи (доходов в сопоставимых ценах).

Для приведенного примера (табл. 4) прирост прибыли за счет увеличения объема услуг составит 33,9 тыс. руб.

тыс.руб.

Расчет влияния ассортимента услуг на изменение прибыли предприятия связи производится по формуле (6)

По данному предприятию (табл. 4) прироста прибыли за счет изменения ассортимента услуг не произойдет.

Расчет влияния на прибыль изменения тарифов на услуги проводится по формуле (7)

где        - изменение прибыли за счет влияния тарифов на услуги, тыс. руб.; q1 – объем предоставляемых услуг в отчетном периоде, тыс. ед.; 1,0 - средний тариф на услуги связи в отчетном и базовом периодах, руб.; с0 – себестоимость 1 руб. доходов в базовом периоде, руб.;