Практическое занятие №1
«Определение основных показателей потребности региона в услугах автосервиса»
Цель работы: определить число автомобилей в регионе, годовые пробеги автомобилей (по моделям).
1. Исходные данные
Таблица 1.
| 
   № п/п  | 
  
   Число жителей, Аi  | 
  
   Насыщенность автомобилей, пi  | 
  
   Доля обращенности, βi  | 
  
   Средняя наработка, Lij, тыс. км  | 
  
   Вероятность распределения, Pij  | 
 ||||
| 
   Toyota 1  | 
  
   Nissan 2  | 
  
   Honda 3  | 
  
   Toyota 1  | 
  
   Nissan 2  | 
  
   Honda 3  | 
 ||||
| 
   6  | 
  
   195000/ 210000  | 
  
   195/280  | 
  
   0,56/0,76  | 
  
   5.7/7  | 
  
   4.7/5  | 
  
   3.7/4.7  | 
  
   0,57/ 0,6  | 
  
   0,35/ 0,45  | 
  
   0,25/ 0,36  | 
 
Общее количество легковых автомобилей в районе
Ni=Ai·ni/1000, (1)
где Ai – число жителей;
пi – насыщенность автомобилей.
N1=195000·195/1000=38025 авто;
N2=210000·280/1000=58800 авто.
Распределение количества автомобилей по маркам
Таблица 2.
| 
   Общее  | 
  
   Toyota  | 
  
   Nissan  | 
  
   Honda  | 
  |||
| 
   количество автомобилей  | 
  
   69%  | 
  
   19%  | 
  
   12%  | 
  
   Всего  | 
 ||
| 
   N1  | 
  
   26237  | 
  
   7225  | 
  
   4563  | 
  
   38025  | 
 ||
| 
   N2  | 
  
   40572  | 
  
   11172  | 
  
   7056  | 
  
   58800  | 
 
1.1. Расчет динамики изменения насыщенности населения региона
легковыми автомобилями
Таблица 3.
| 
   Годы, Т  | 
  
   ti  | 
  
   nt  | 
  
   ∆nt  | 
 
| 
   2003  | 
  
   0  | 
  
   120  | 
  
   0  | 
 
| 
   2004  | 
  
   1  | 
  
   125  | 
  
   5  | 
 
| 
   2005  | 
  
   2  | 
  
   135  | 
  
   10  | 
 
| 
   2006  | 
  
   3  | 
  
   155  | 
  
   20  | 
 
| 
   2007  | 
  
   4  | 
  
   195  | 
  
   40  | 
 
Коэффициент пропорциональности q.
,                                                             (2)
где q –коэффициент пропорциональности;
nt – насыщенность автомобилями;
nmax – предельное значение насыщенности.

q=0.001584
Зависимость изменения насыщенности автомобилей
,                                                         (3)
где nt – насыщенность автомобилями;
nm – текущее значение насыщенности населения региона легковыми автомобилями на конец ретроспективного периода;
nmax – предельное значение насыщенности.
![]()
n=219
![]()
n=251
![]()
n=267
![]()
n=275
![]()
n=278
![]()
n=280
Результаты прогнозируемого изменения насыщенности населения в районе автомобилями представлена на рис.1.

Рис.1. Зависимость насыщенности автомобилями от времени
1.2. Расчет показателей годовых пробегов автомобилей, наработки на автомобиле-заезд и годового количества обращений на СТО
Средневзвешенный годовой пробег автомобилей по моделям рассчитывается по формуле :

где
 - средний годовой пробег автомобиля в
интервале r ; 
 - количество значений пробегов 
 в интервалах, r = (1,R ).
T:

N:

H:

Средневзвешенный годовой пробег всех автомобилей для рассматриваемого периода рассчитывается по формуле:
                                                   
                                            (1.6)
Текущий:
       
Перспектива:
![]()
Средневзвешенная (по маркам автомобилей) наработка на один автомобиле – заезд на СТО:
                                                   
                                            (1.7)
Текущий:
![]()
Перспектива:
![]()
Годовое количество обращений (заездов) автомобилей региона на СТО :
                                                (1.8)
Текущий:

Перспектива:

Таблица 4.
Основные показатели, характеризующие потребность района в услугах автосервиса
| 
   Временной период, i  | 
  
   Количество легковых автомобилей в регионе, Ni  | 
  
   Средневзвешенный годовой пробег автомобилей по маркам, Lij, тыс. км  | 
  
   Средневзвешенный годовой пробег всех автомобилей для рассматриваемого периода, iLri, тыс. км  | 
  
   Средневзвешенная наработка на 1 автомобиле-заезд на СТО, Li, тыс.км  | 
  
   Общее годовое количество обращений автомобилей региона на СТО, Nri  | 
 ||
| 
   Toyota, Lr1  | 
  
   Nissan, Lr2  | 
  
   Honda, Lr3  | 
 |||||
| 
   Текущий (1)  | 
  
   38025  | 
  
   5.7  | 
  
   4,7  | 
  
   3.7  | 
  
   19,222  | 
  
   5,819  | 
  
   70341  | 
 
| 
   Перспектива (2)  | 
  
   58800  | 
  
   7  | 
  
   5  | 
  
   4.7  | 
  
   23,087  | 
  
   8,142  | 
  
   126714,8  | 
 
Практическое занятие №2
«Оценка спроса на услуги автосервиса в районе»
Цель работы: по рассчитанным основным показателям потребностей в услугах оценить спрос на текущий период и перспективу.
1.1. Оценка спроса на текущий период
Удовлетворенный спрос но к-ой СТО:

Удовлетворенный спрос по к-ой СТО для j-ой модели авто:

Общий годовой спрос:

Общий удовлетворенный годовой спрос на всех СТО:

Экспертная оценка текущего периода
| 
   Номер варианта  | 
  
   Номер СТО K = 1, k  | 
  
   Годовой cпрос, Mk  | 
  
   Удовлетворенность спроса, Wk , %  | 
  
   Распределение заездов по моделям,   | 
  
   Удовлетворенный спрос  | 
 |||||
| 
   Всего, Myk  | 
  
   По моделям, Мykj  | 
 |||||||||
| 
   1  | 
  
   2  | 
  
   3  | 
  
   Мyk1  | 
  
   Мyk2  | 
  
   Мyk3  | 
 |||||
| 
   16  | 
  
   1  | 
  
   14700  | 
  
   77  | 
  
   59  | 
  
   31  | 
  
   10  | 
  
   11319  | 
  
   6678,21  | 
  
   3508,89  | 
  
   1131,9  | 
 
| 
   2  | 
  
   9600  | 
  
   66  | 
  
   54  | 
  
   30  | 
  
   16  | 
  
   6336  | 
  
   3421,44  | 
  
   1900,8  | 
  
   1013,76  | 
 |
| 
   3  | 
  
   8800  | 
  
   56  | 
  
   70  | 
  
   12  | 
  
   18  | 
  
   4928  | 
  
   3449,6  | 
  
   591,36  | 
  
   887,04  | 
 |
| 
   4  | 
  
   7670  | 
  
   60  | 
  
   54  | 
  
   24  | 
  
   22  | 
  
   4602  | 
  
   2485,08  | 
  
   1104,48  | 
  
   1012,44  | 
 |
| 
   å  | 
  
  40770 | 
  
   27485  | 
  
   16034  | 
  
   7105  | 
  
   4045  | 
 |||||
Удовлетворенный спрос по k-й СТО:
Mу1=14700∙77/100=11319
Mу2=9600∙66/100=6336
Mу3=8800∙56/100=4928
Mу4=7670∙60/100=4602
Mу=11319+6336+4928+4602=27485
Тoyota:
Mу1=11319∙59/100=6678,21
Mу2=6336∙54/100=3421,44
Mу=4928∙70/100=3449,6
Mу4=4602∙54/100=2485,08
Mу=6678,21+3421,44+3449,6+2485,08=16034
Nissan:
Mу1=11319∙31/100=3508,89
Mу2=6336∙30/100=1900,8
Mу=4928∙12/100=591,36
Mу4=4602∙24/100=1104,48
Mу=3508,89+1900,8+591,36+1104,48=7105
Honda:
Mу1=11319∙10/100=1131,9
Mу2=6336∙16/100=1013,76
Mу=4928∙18/100=887,04
Mу4=4602∙22/100=1012,44
Mу=1131,9+1013,76+887,04+1012,44=4045
Общий неудовлетворенный спрос
![]()
Mну=40770-27485=13285 заездов на СТО
1.2. Оценка спроса на перспективу
Годовой спрос клиентуры из других регионов:
![]()
М’=40770-70340=-29570 – Клиентов нет, принимаем М’=0

Mп= 
=126714,8
Изменение и прирост спроса на услуги ТО и Р автомобилей на СТО региона
| 
   Годы, Т  | 
  
   ti  | 
  
   yt  | 
  
   ∆yt  | 
 
| 
   2003  | 
  
   0  | 
  
   12,0  | 
  
   0  | 
 
| 
   2004  | 
  
   1  | 
  
   13,5  | 
  
   1,5  | 
 
| 
   2005  | 
  
   2  | 
  
   19,5  | 
  
   6  | 
 
| 
   2006  | 
  
   3  | 
  
   29,5  | 
  
   10  | 
 
| 
   2007  | 
  
   4  | 
  
   49,5  | 
  
   20  | 
 
Оценка коэффициента пропорциональности φ:


φ=0,003977
Зависимость изменения спроса от времени

yt=4=(128,665∙40,77)/(40,77+(128,665-40,77)∙exp(-0,003977∙128,665∙(4-4)))=40,77
yt=5=(128,665∙40,77)/(40,77+(128,665-40,77)∙exp(-0,003977∙128,665∙(5-4)))=56,13
yt=6=(128,665∙40,77)/(40,77+(128,665-40,77)∙exp(-0,003977∙128,665∙(6-4)))=72,5
yt=8=(128,665∙40,77)/(40,77+(128,665-40,77)∙exp(-0,003977∙128,665∙(8-4)))=100,64
yt=10=(128,665∙40,77)/(40,77+(128,665-40,77)∙exp(-0,003977∙128,665∙(10-4)))=110,26
yt=12=(128,665∙40,77)/(40,77+(128,665-40,77)∙exp(-0,003977∙128,665∙(12-4)))=124,2
yt=14=(128,665∙40,77)/(40,77+(128,665-40,77)∙exp(-0,003977∙128,665∙(14-4)))=127,02
yt=16=(128,665∙40,77)/(40,77+(128,665-40,77)∙exp(-0,003977∙128,665∙(16-4)))=128,07

Рис.2 Прогноз изменения спроса на услуги автосервиса в регионе
Практическое занятие №3
«Прогнозируемый спрос на услуги автосервиса»
Цель работы: сделать прогноз спроса на услуги по оценкам экспертов.
Прогнозируемый спрос на услуги к-й СТО по результатам оценки Ск-м экспертом:
![]()
Среднее значение прогнозируемого спроса по действующим СТО:

Экспертная оценка СТО на ближайшую перспективу
| 
  
  
  
   № СТО  | 
  
   Возможное увеличение числа обращений после развития СТО в αСк раз, Ск= 1,Gk  | 
  
   Распределение обращений по моделям авто после развития СТО Вkj(2)  | 
 |||||||||
| 
   Номер эксперта, Ск  | 
 |||||||||||
| 
   1  | 
  
   2  | 
  
   3  | 
  
   4  | 
  
   5  | 
  
   6  | 
  
   7  | 
  
   8  | 
  
   BКi(2)  | 
  
   ВК2(2)  | 
  
   ВК3(2)  | 
 |
| 
   1  | 
  
   1,1  | 
  
   1,7  | 
  
   1,5  | 
  
   1,2  | 
  
   1,1  | 
  
   1,3  | 
  
   1,0  | 
  
   1,4  | 
  
   80  | 
  
   10  | 
  
   10  | 
 
| 
   2  | 
  
   1,3  | 
  
   1,8  | 
  
   1,4  | 
  
   1,4  | 
  
   1,2  | 
  
   1,4  | 
  
   1,1  | 
  
   1,3  | 
  
   79  | 
  
   12  | 
  
   9  | 
 
| 
   3  | 
  
   1,5  | 
  
   1,6  | 
  
   1,3  | 
  
   1,3  | 
  
   1,0  | 
  
   1,5  | 
  
   1,2  | 
  
   1,2  | 
  
   69  | 
  
   23  | 
  
   8  | 
 
| 
   4  | 
  
   1,7  | 
  
   1,5  | 
  
   1,2  | 
  
   1,1  | 
  
   1,3  | 
  
   1,0  | 
  
   1,4  | 
  
   1,1  | 
  
   66  | 
  
   16  | 
  
   18  | 
 
Оценка спроса на услуги автосервиса на перспективу
| 
  
  
   № СТО  | 
  
  
   Мук  | 
  
   Спрос, прогнозируемый
  экспертами,   | 
  
  
   
  | 
 |||||||
| 
   Номер эксперта, Ск = 1, Gk  | 
  
 ||||||||||
| 
   1  | 
  
   2  | 
  
   3  | 
  
   4  | 
  
   5  | 
  
   6  | 
  
   7  | 
  
   8  | 
  
 |||
| 
   1  | 
  
   11319  | 
  
   12450,9  | 
  
   19242,3  | 
  
   16978,5  | 
  
   13582,8  | 
  
   12450,9  | 
  
   14714,7  | 
  
   11319  | 
  
   15846,6  | 
  
   14573  | 
 
| 
   2  | 
  
   6336  | 
  
   8236,8  | 
  
   11404,8  | 
  
   8870,4  | 
  
   8870,4  | 
  
   7603,2  | 
  
   8870,4  | 
  
   6969,6  | 
  
   8236,8  | 
  
   8633  | 
 
| 
   3  | 
  
   4928  | 
  
   7392  | 
  
   7884,8  | 
  
   6406,4  | 
  
   6406,4  | 
  
   4928  | 
  
   7392  | 
  
   5913,6  | 
  
   5913,6  | 
  
   6520  | 
 
| 
   4  | 
  
   4602  | 
  
   7823,4  | 
  
   6903  | 
  
   5522,4  | 
  
   5062,2  | 
  
   5982,6  | 
  
   4602  | 
  
   6442,8  | 
  
   5062,2  | 
  
   5925  | 
 
| 
   Σ  | 
  
   27185  | 
  
   35661  | 
 ||||||||
Среднее значение спроса, приходящегося на одну СТО рассматриваемого региона:

Среднеквадратичное отклонение среднего прогнозируемого спроса по действующим СТО:


Общее возможное количество заездов на существующие СТО региона с учетом их развития:
![]()
Дополнительный спрос на услуги по СТО региона на момент запуска проектируемой СТО:
![]()
Мду=72500-35661=36839
где 
 обращений –
потенциальный прогнозируемый спрос в регионе
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.