Принципы построения систем допусков и посадок. Отклонения действительные и предельные, страница 3

Дано: гладкое соединение Æ

Подсчитать количество получающихся зазоров и натягов.

1.  Рис.15

2. 

3.  Строим кривую распределения

Рис.16

 - накопленная вероятность (частота появления события) по z определяется

 - нормируемая функция Лапласа

При    

Количество N=81.86%    (натяги)

S=18.84%     (зазоры)

Если z<0  

Если требуется обеспечить радиальное биение в определенных пределах, то величину зазора следует выбрать так:

- радиальное биение

 - коэффициент точности

Выбор посадок с натягом

Посадки с натягом предназначены для обеспечения неподвижности  в соединении. В некоторых случаях для передачи небольших крутящих моментов.

Посадки с натягом встречаются в точных квалитетах: в системе отверстия в 6 и 8 квалитетах, в системе вала – в 5,7 квалитетах.

При сборке используются следующие методы получения посадок с натягом:

1.  С продольной запрессовкой когда N=0,001d

2.  температурная деформация

Посадки с натягом выбираются:

1.  По аналогии

2.  Расчетно, если (разработана методика расчета)

  определяется из условия неподвижности соединения.

 определяется из прочности отдельных деталей.

Выбор допусков для свободных размеров

Свободные размеры – размеры, не участвующие в соединении.

Разделяются размеры которые относятся к свободным размерам вала, к свободным размерам отверстия и ни к отверстию, ни к валу.

Рис.17

Предельные отклонения назначаются:

1.  По квалитетам

IT12, IT13, IT12, IT14, IT15, IT16, IT17, IT18

H14; h14;

H14 - размеры отверстия, которые не указаны на чертеже.

h14 – вала

 - допуск по 14 квалитету÷2

 - номинальный размер.

2. По классам точности:

 - точный класс » 12IT

 - средний класс » 14IT

 - грубый класс » 15,16IT

 - очень грубый класс » 17,18IT

2 вариант

 - допуск от номинальных размеров в + сторону

 - допуск симметричен номинальному размеру

3. Комбинированный

H14; h14;

Система допусков посадок подшипников качения

Подшипники качения изготавливаются по классам точности:

Р0 – подшипники нулевого класса точности

Р6

Р5

Р4

Р2

По классам точности задаются точность изготовления диаметра наружного кольца D, внутреннего диаметра – d, требования к погрешностям формы и расположения поверхностей

Рис.18

Независимо от класса точности задаются требования к начальному радиальному и осевому зазору.

Система допусков и посадок для подшипников качения не является самостоятельной системой, и используются посадки, характерные для гладких соединений с учетом особенностей подшипников качения.

1)  Наружное и внутреннее кольца являются тонкостенными деталями, легко подвергаются деформации.

2)  Подшипники качения являются массовыми изделиями и для получения соответствующей посадки необходимо подгонять под них отверстие детали.

1° Наружное кольцо выбирается в качестве основного вала (т.е используются посадки в системе вал)

2° Внутренний диаметр внутреннего кольца d выбирается в качестве основного отверстия ….перевернутым полем допуска.

Т.е для подшипников качения используются стандартные поля допусков, характерные для гладких соединений.

На  и  создаются поля допусков для образования посадки.

 учитывая погрешности формы наружного и внутреннего кольца после изготовления.

Выбор подшипниковых посадок

1.  Что вращается внутреннее или наружное кольцо.

2.  Исходя из вида нарушения

Вид нарушения

·  местное нагружение.

Рис.20

·  циркулярное нагружение

Рис.21

·  колебательное нагружение

Рис.22

3.  Условия работы подшипника

4.  Исходя из типа подшипника

 - учитывает рядность подшипника

 - учитывает ослабления натяга

 - учитывает перегрузки.

Расчет допусков и размеров входящих в размерные цепи