Принципы построения систем допусков и посадок. Отклонения действительные и предельные, страница 2

Для валов

Рис.11

(ОО)Основные отклонения отверстий, которые обозначаются А, В, С,...,IS,…,K, M, N…,Zc образуются по двум правилам:

1.  Правило симметричности

2.  Специальное правило используется для некоторых основных отклонений отверстий

Основные отклонения характеризует расположение допуска по отношению к номинальному размеру.

СА и СВ дальнейшем ОО валов до h –соединений с зазором в системе СВ.

от h до n – переходные от n до zс – с натягом

CВ  А-Н – зазор

IS – N – переходные

Р- Zс - натяг

Посадки

Сочетанием ОО и допусков по квалитету образуются поля допусков.

Основные

 отклоне

ния квалитет

A(a)

B(b)

C(c)

H(h)

Js(js)

Za(za)

JT 01

JT 0

JT 1

JT 2

JT 6

C6(c6)

JT 7

H7(h7)

JT 18

Образование посадок

В ISO сгруппированы в двух системах СА и CВ

Для гладких соединений в СА основное отверстие Н («N» - квалитета)

Рис.12

В системе СВ

 


Выбор допусков и посадок для гладких соединений

При выборе допусков исходят из:

1.  Назначение машины

2.  Затраты на изготовление и сборку

Допуски могут быть связаны с

1.  точностью машины

2.  характером соединения

3.  технологией изготовления

Методы назначения допусков

1.  По аналогии

2.  Расчетным путем для конкретных специальных условий изготовления деталей.

Рис.13

По графику:

Точка 1:

Вал – точение, шлифование, доводка.

Отверстие - сверление, шлифование, доводка.

Точка 2:

Вал – точение, шлифование.

Отверстие - сверление, шлифование.

Точка 3:

Вал – точение.

Отверстие - сверление, однократная развертка.

Точка 4:

Вал – «серебрянка» (готовый прокат).

Отверстие - сверление.

Для учета стоимости изготовления связанной с точностью существуют таблицы среднеэкономической точности.

Выбор посадок.

Необходимо назначать посадки из CВ

Посадки из CВ используются:

a)  Когда вал получается из «серебрянки»

b)  Когда на одном и том же валу встречается несколько различных по характеру посадок

c)  Когда используется стандартные детали и узлы

d)  CВ выгоднее СА в тяжелом машиностроении, когда легче отверстие подобрать под вал.

Выбор посадок с зазором.

Посадки с зазором предназначены для подвижных и неподвижных соединений (для обеспечения сборки)

В подвижных соединениях зазор служит:

1. для свободного перемещения одной детали по отношению к другой

2. для размещения слоя смазки

3. для учета температуры деформации

4. для компенсации погрешностей формы и расположения

В  СА – 5…12кв

CВ – 4…12кв

Основные        7 – для отверстий

6 – для валов

Для неподвижных соединений посадка с зазором выбирается исходя из е.

е – эксцентриситет.

Для подвижных соединений существует

1.  расчетный метод (для подшипников скольжения в условиях жидкостного трения)

2.  по аналогии

 

Выбор переходных посадок.

Переходные посадки применяются для неподвижных, но разъемных соединений; обеспечивают точность центрирования, легкость сборки разборки при сохранении точности.

CВ – 4…7 кв

СА – 5…8 кв

Выбор переходных посадок можно осуществить по вероятности получения зазоров и натягов.

Рис.14

Количество зазоров и натягов меняется в зависимости от посадки.

Пример: