Лекция 7.
17. Сила в зацеплении
В прямозубом зацеплении сила контакта двух зубьев двух колёс направлена вдоль линии зацепления по касательной к основной окружности под углом 200. .
Т.к. линия зацепления всегда проходит через полюс зацепления, который в эвольвентном зацеплении находится в одном месте в лекции 3 была приведена формула напряжения при соприкосновении двух цилиндров с модулем упругости Епр, приведённого радиуса rпр,
(1);
где: - удельная нагрузка
Из рисунков видно что реальная полная контактная сила в зацеплении больше чем та которой было бы достаточно для передачи момента (для чего собственно и сделана передача) Ft на величину
(2);
14. Расчет прочности зубьев косозубых передач по контактным напряжениям.
где: lS - суммарная длина контактных линий для одного зуба с учётом коэффициента радиального зацепления ea
, (3);
q удельная нагрузка (1) с учётом неравномерности KHa нагрузки и выражений (2) и (3), подставляя вместо
(4);
в лекции 3 приведена формула для приведённого радиуса кривизны
(5);
в лекции 6 приведена формула для расчёта диаметра прямозубого колеса эквивалентного профиля реальному косозубому
(6);
подставляя (6) в (5)
(7);
разделим q на rпр получим
левая часть этого комплекса точно соответствует прямозубому зацеплению правая часть отличие для косозубой выделяем его в независимый комплекс и обозначим
(8);
называется коэффициент повышения прочности косозубых передач по контактным напряжениям контактное напряжение в косозубом зацеплении
(9);
как следует из формулы коэффициент снижает контактное напряжение как видно из его выражения за счёт угла наклона зубьев b и коэффициента торцевого перекрытия ea , коэффициент неравномерности нагрузки зависит от степени точности изготовления колёс и окружной скорости и принимает значения от 1,03 до 1,15
отметим что полученный коэффициент получен теоретически т.е. имеет принципиальное значение при проектировочных расчётах принимают среднее значение ZHb=0,85 т.е. это среднее значение отражает реальное снижение контактного давления в косозубом зацеплении по сравнению с прямозубым.
Проектировочные параметры диаметра колеса шестерни и межосевого расстояния корректируются на величину и принимают вид
14. Расчет прочности зубьев косозубых передач по изгибным напряжениям.
Расчёт изгибных напряжений ведётся по аналогии с напряжениями в прямозубой передаче с поправкой на косозубость ZFb
ZFb принимает значения в зависимости от степени точности изготовления колеса от 1.07 до 1.4
Из полученной формулы можно выразить с поправкой на косозубое зацепление нормальный модуль
где:
Yb - коэффициент, учитывающий повышение изгибной прочности вследствие наклона контактной линии к основанию зуба
YF - коэффициент формы зуба по графику из справочников.
Общие сведения о подшипниках
Слово подшипник происходит от слова шип, в переводе - вал.
Опорный участок вала называется цапфой. Цапфу передающую радиальную нагрузку называют шипом, торцевую пятой, опору подпятник. Цапфу посреди вала называют шейкой. нарисовать
По виду трения подразделяются на подшипники скольжения и подшипники качения.
Подшипники скольжения имеют меньшее к.п.д., но имеют и ряд достоинств определяющих области их применения:
· подшипники, которые по условиям сборки должны быть разъёмными (коленвал);
· работающие в особо тяжёлых и вибрационных условиях нагрузки (из-за большой поверхности сопряжения цапфы и вала);
· компактность;
· прецизионность используются гидростатические и гидродинамические(станки с ЧПУ в производстве электронных плат);
· высокие скорости вращения - газостатические подшипники.
Конструктивно подшипники скольжения в свою очередь подразделяются на поверхности с сухим трением, с жидкой смазкой, с газовой смазкой
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.