Известно, какое большое значение в настоящее время придается надежности в современной технике и особенно в таких областях, как авиация и космонавтика. Этой проблеме посвящена обширная литература, отражающая исследования, которые проводились конструкторскими бюро в целях уменьшения процента срывов в работе системы.
Наиболее интересные исследования относятся к надежности систем в целом, т.е. к общей надежности совокупностей, определяющими надежность системы в целом, являются надежность каждого отдельного элемента, количество элементов и способ их группировки. Изложение правил, лежащих в основе расчета надежности, выходит за рамки настоящей работы. Отметим только, что следует различать два существенно разных случая в зависимости от того, как размещены составные части системы – последовательно или параллельно.
Если составные части системы образуют последовательный ряд, выход из строя одной какой-либо составной части вызывает срыв в работе всей системы, причем надежность в работе каждой отдельно взятой составной части не зависит от надежности других частей. Поэтому для получения надежности системы в целом следует перемножить надежности её составляющих:
Следовательно, чем больше составляющих в системе, тем менее надежной будет система.
Иное положение при параллельном соединении составных частей системы. Количество составляющих повышает в этом случае общую надежность, которую можно вычислить по следующей упрощенной формуле:
где m – число параллельно соединенных составляющих для каждой функции; n – число функций; f – надежность cсоставляющих. При использовании этой упрощенной формулы принимается, что надежность всех составляющих одинакова и что для всех функций количество параллельно включенных составляющих также одинаково. В остальных случаях необходимо использовать более сложные формулы.
Какой бы ни были структура системы, для определения её общей надежности всегда необходимо знать надежность её составляющих. В СЧМ встает при этом во всей своей сложности проблема измерения надежности человека-оператора.
4.2. НАДЕЖНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА-ОПЕРАТОРА.
А. Проблема. Количество публикаций по вопросу о надежности человека-оператора, рассматриваемого как звено СЧМ, невелико. Тем не менее это очень важная проблема. Согласно опубликованным данным, 25 – 40 % срывов в работе систем приходится на долю человека. В предыдущих главах мы видели, насколько решающую роль играют ошибки человека. Особенно это относится к человеку-оператору как приемнику и преобразователю информации, и было показано даже, что человек является основным источником шума в СЧМ, предназначенных для переработки информации.
Поэтому некоторые исследователи занялись разработкой методов измерения надежности человека-оператора, т.е. методов, которые позволили бы вычислить вероятность срывов в работе по его вине и последствия таких срывов. Далее мы кратко опишем некоторые из этих методов, которые, естественно, в значительной мере связаны с методами анализа труда, изложенные в главе 2.
Прежде всего необходимо высказать критическое замечание в адрес одной тенденции, которая иногда проявляется в данной связи и которая состоит в поисках надежности человека-оператора для тех или иных функций. Повторяем, мы не думаем, что знания, которыми в настоящее время располагают психологи и физиологи, достаточны для того , чтобы можно было написать главу по антропологии с перечислением значений надежности различных функций человека независимо от условий, в которых эти функции проявляются. Человека-оператора нельзя рассматривать как электронный блок, и надежность для каждой СЧМ должна изучаться в отдельности. Обобщения могут иметь значение только очень общих указаний.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.