Модели трудовых ресурсов как систем «человек-машина», страница 2

Г. Специфические модели. При анализе трудовой деятельности часто бывает полезно построить специфическую модель, пригодную для описания той или иной конкретной операции. На рис. 7 приведен пример простой модели для анализа деятельности водителя автомашины. Естественно, для такого вида деятельности может быть предложено много различных моделей. Модель, представленная на данном рисунке, предназначена для того, чтобы показать секторы, по линии которых могут быть приняты меры предотвращения несчастных случаев (дорога – дорожные работы; автомобиль – конструктор; пострадавший – врач; личное отношение – пропаганда; водитель – курсы по вождению автомобиля и т.д.).

Системы «группа людей – группа машин» включают несколько человек и несколько машин.

Фиг. 33. Схема системы «человек и машина», рассматриваемой как последовательное сочетание рабочих мест (ср. фиг. 2 и 3).

Ч – человек, М – машина.

Фиг. 34. Обобщенная схема системы «человек и машина». Каждый треугольник соответствует преобразованию входной информации. Пунктирными линиями обведены преобразования, осуществляемые человеком.

Фиг. 35. Три стадии развития систем «человек и машина»

2.1. МОДЕЛИ, ВЫЯВЛЯЮЩИЕ СВЯЗИ.

А. Модели пространственной организации. Наиболее простыми и, следовательно, наиболее легко реализуемыми являются модели, анализирующие материальные элементы СЧМ: с одной стороны, машины, шкалы, органы управления, а с другой – операторы. Эти элементы размещаются соответственно их действительной пространственной организации. Связи между элементами обозначаются стрелками, символизирующие каналы, при помощи которых осуществляется обмен информацией между оператором, с одной стороны, и материальными элементами – с другой.

Фиг. 36. Простая модель пространственной организации.

а – система до исследования; б – система после исследования; цифры пропорциональны значимости связей.

Показаны связи «человек и машина» и «человек и человек» в некоторой СЧМ.

Связи «машина и машина» опущены.

Б. Модели последовательной организации. Возможно, наиболее широко используется модели анализа СЧМ, представляющие поэтапную организацию процесса переработки информации. Они строятся по типу методов программирования для ЭВМ. Ими стараются описать логику функционирования СЧМ.

1. Метод Кэрке. Это метод анализа СЧМ, созданный фирмой «Dunlap Association» в США, изложенный Кэрке. Цель анализа – создание «диаграммы оперативных этапов работы СЧМ», т.е. схемы, выявляющей последовательность информации, решений и действий в СЧМ. Этот метод применим как к системе в целом, так и к любой из её подсистем.

Фиг. 37. Символы, используемые в «диаграммах оперативных этапов»

Фиг. 38. Пример «диаграммы оперативных этапов». Диаграмма операций, проводимой с помощью радиолокационной системы судна с целью предотвращения столкновений.

Фиг. 39. Совмещение диаграммы поэтапной организации и модели пространственной организации.

A, B C, D, E, F – контрольно-измерительные приборы (циферблат, сигнальные лампы и т.п.); I и II – органы управления (прерыватели и т.п.).

2. Метод органиграмм. Существует много разновидностей этого метода, принцип которого состоит в расположении последовательных состояний информации в СЧМ в том порядке, который позволяет выявить и исчерпать все логические возможности.

Фиг. 40. Органиграмма, составленная в процессе исследования контрольных операций при управлении самолетами. Представлены одна из возможных ситуаций: самолет при горизонтальном полете.

Фиг. 41. Упрощенный пример органиграммы со звеном обратной связи.

Овалами обозначены выходные переменные, прямоугольниками – входные. Рядом помещена соответствующая ей модель пространственной организации.