Модели трудовых ресурсов как систем «человек-машина», страница 3

В. Модели организации взаимодействий. Описанные выше модели поэтапной организации информации можно сравнить с программированием информации для вычислительных машин. Что касается моделей организации взаимодействий, они сравнимы со схемами функционирования машин. Эти модели отличаются прежде всего тем, что в них не учитывается порядок операций (или, если угодно время). Это модели статистические. Поэтому нам представляется, что область их применения гораздо более ограничена, чем моделей поэтапной организации. Однако они полезны в тех случаях, когда задача состоит в том, чтобы распределить функции между человеком и машиной или вообще получить первое представление (на начальной фазе анализа) о СЧМ в целом. Впрочем, модели взаимодействия можно рассматривать как усовершенствованные модели пространственной организации.

Фиг. 42. Символы, использованные в модели организации взаимодействий

Фиг. 43. Пример модели взаимодействия – анализ системы «человек и паровой котел» (использованы символы фиг. 42).

2.2. МОДЕЛИ ТИПА «ПЕРЕЧНЯ ФУНКЦИЙ»

Модели типа «перечня функций» весьма ограничены. Перечень позволяет использовать только одно измерение, поэтому полученные таким образом модели являются «плоскостными» в отличие от модели связей, графы которой (вместе с различными символами) позволяет выразить действительность во многих измерениях. Как инструмент анализа СЧМ, модели-перечни имеют серьезные недостатки.

А. Перечни функций СЧМ как системы. Перечни, описывающие функции СЧМ как системы, редко встречаются в литературе. Это легко объяснить теми трудностями, с которыми связано составление подобных перечней. Если исследователь не ограничивается весьма обобщенной моделью, не несущей никакой информации, то практически очень трудно преодолеть чисто словесные трудности классификации и определения. И если он не примет специальных мер предосторожности, ему придется в конце концов заниматься решением мелких классификационных вопросов, не имеющих фактически ничего общего с исходной целью анализа: создать такую рациональную модель СЧМ, которая позволила тем или иным путем преобразовать систему.

Так, Мейстер и Рабидо в главе, посвященной анализу и оценке систем, описывают «процедуру функционального анализа», состоящую из семи этапов:

1.  Определение задач системы.

2.  Выявление характера этих задач.

3.  Разбиение задач на фазы и этапы.

4.  Выявление и описание функций системы.

5.  Установление критериев качества выполнения задач.

6.  Распределение функций между людьми и машинами.

7.  Анализ операций.

Приведем пример первого этапа, на уровне которого фактически производится функциональный анализ, поскольку четвертый этап состоит, по мнению авторов, просто в более детальном перечислении вытекающих из задач требований, которым должны отвечать отдельные подсистемы.

В табл. 5.1 дается пример модели-перечня для гипотетической системы космического корабля.

Б. Перечень функций человека в СЧМ. Если анализирующий довольствуется составлением перечня функций человека в СЧМ, он не встречается с теми трудностями, которые возникают при перечислении функций всей системы в целом. В некоторых случаях при составлении перечня ограничиваются перечислением и классификацией функций человека на макроскопическом уровне. Так, например, поступает Гатье, который вслед за другими авторами различает следующие основные функции: кодирование, эксплуатацию и обнаружение, наблюдение и контроль (monitoring), слеение, ремонт.

Надежность системы «человек-машина».

4.1. Надежность системы